Уже пятую неделю российская авиация методично и весьма эффективно перемешивает сирийских исламистов с землей, в чем ей активно помогают сирийские правительственные войска, начавшие полномасштабное наступление 6 октября. Несмотря на то, что политические и военные успехи данной операции даже сегодня представлены в товарном количестве, в блогосфере царит разочарование и уныние.
Десятки компетентных аналитиков и экспертов по украинскому кризису, более месяца назад обнаружившие в себе аналитические способности в области военного дела, организационной структуры современного терроризма и этнорелигиозной палитры Ближнего Востока, сегодня в упор не наблюдают успехов наступательной операции сирийской армии при поддержке российской авиации. Мол, Алеппо не захвачен, Пальмиру не отбили, Идлиб не зачистили (нужное подчеркнуть). Из этого делается вывод о том, что наши бомбардировки не принесли никакого эффекта, а сирийская арабская армия (далее – САА) и вовсе воевать не умеет. Однако сегодняшний феномен не уникален в своем роде.
Как «сливали Донбасс»
Аналогичное явление мы могли наблюдать в течение всего конфликта на юго-востоке Украины. Многие наверняка обращали внимание на то, с какой грациозностью переобувались признанные лидеры «антифашистского движения». Вчерашние верные сыны Отечества как по щелчку пальцев меняли вывеску и переходили в лагерь адептов секты «Путинслил», в связи с чем многие предположили, что у этих авторов появились спонсоры. Однако у данного «исхода патриотов» имеется куда более простое объяснение.
Топовые блогеры и активисты, вынужденные в свое время по вполне понятным причинам выехать из Украины, начало восстания на Донбассе расценили как свой персональный билет в большую политику. Предположив, что в случае претворения в жизнь сконструированной ими концепции «Новороссии от Харькова до Одессы» Кремлю потребуются верные и популярные в народе ставленники на местах, топовые блогеры приступили к формированию своего образа. А в политике, как известно, главное – красиво стелить и не пропадать из информационного пространства.
Необходимость прирасти политическим жирком заставила «антифашистских активистов» озаботиться своим имиджем. Так и стартовали эти бесконечные аналитические марафоны в социальных сетях, выступления на популярных политических шоу, выходы в прямой эфир через Skype, участие в многочисленных конференциях и выступления на заседаниях соответствующих клубов. Наиболее деловитые и смышленые дорвались до организации гуманитарных поставок, которые на тот момент являлись самым эффективным инструментом для вхождения в местную управленческую элиту. Ведь кто «кормит», тот потом и «танцует».
Таким образом, поразительная активность ряда топовых блогеров и активистов-антифашистов объясняется отнюдь не заявленным человеколюбием (хотя было и такое), а банальным шкурным интересом. Ребятки попросту жаждали заехать в украинскую политику на штыках ВС РФ или ВСН. Отхватив себе при этом сочную вотчину на кормление, благо имидж и связи с местными элитариями имеются.
Однако влажные мечты некоторых «украинских беженцев» не сбылись, так как у российского военно-политического руководства имелся свой взгляд на будущее Украины. И это будущее не подразумевало решения конфликта путем танкового зерг-раша к молдавской границе. Что вмиг обнулило все амбициозные планы наших пятачков на возвращение в большую украинскую политику. Обида на Кремль, который «всеслил» и «кирзовым сапогом вталкивает» Донбасс обратно, именно отсюда. Просто многие видели себя в качестве помощников одесского или днепропетровского мэра. Другие свое будущее связывали как минимум с погонами генерал-фельдмаршала белой Новороссии. Однако не срослось.
Но данная немногочисленная категория пораженцев представляет интерес исключительно в контексте политической проституции. Природа же происхождения упаднических настроений в обществе вполне адекватных патриотов принципиально отличается от того, что мы могли наблюдать в лагере «будущих новороссийских чиновников».
Данная категория «сливняков» состоит преимущественно из военно-политических обозревателей и аналитиков, обязанных по роду своей деятельности давать прогнозы. И у данных экспертов, впрочем, как и у многих остальных, имеется определенная непритязательная особенность. Они банально прибегают к практике «трансляции» точки зрения официальных военно-политических ведомств, выдавая свое личное видение проблемы за первопрестольную истину руководства. В качестве подтверждения генеральной линии партии выдается вал «инсайдов», переписок с «информированными источниками» и тому подобная замануха для вислоухой паствы.
Так в свое время появились концепции неизбежного штурма Мариуполя, Перекопа, Киева, Львова (нужное подчеркнуть) силами ополчения. Авторы безапелляционно заявляли, что все необходимые ресурсы и силы у ВСН есть, папки с планами подобных операций лежат на столах у представителей военно-политического руководства республик и все начнется со дня на день. Но тут вмешался Кремль и подвел республики под «предательские минские соглашения».
В данном случае мы имеем дело с грациозным софистским трюком. Автор, не лишенный писательского дара, выдает аналитические материалы, основанные исключительно на частном понимании проблемы, конъюнктуры и политики высшего руководства. Грубо говоря, аналитики выступали в роли трансляторов официальной Москвы, натягивая свою сову на «кремлевский глобус».
Если проще, то вся эта армада аналитиков и блогеров после референдума в Крыму и появления Стрелкова в Славянске убедила себя в том, что Москва планирует возвращение всей Украины при помощи силового инструментария. То есть завтра берем Харьков, послезавтра – Одессу, через неделю Киев. Но в определенный момент хрупкая картинка мира данных аналитиков разбилась о суровую реальность, в которой нет места прямому военному вмешательству ВС РФ в украинский кризис.
Что делать с тысячами выпущенных к этому моменту аналитических материалов и прогнозов под ярлыком «Русского мира» и «Новороссии от Харькова до Одессы» – решительно непонятно. Порядочные авторы либо скромно проигнорировали новую политическую конфигурацию, либо признали, что несколько погорячились. Остальные же продолжили гнуть свою линию. Мол, аналитика верна, убеждения остались неизменными, а проблема вся в военно-политическом руководстве Кремля. Которое либо не понимает, что творит («шаг вперед – два шага назад»), либо попросту испугалось.
То есть авторы выступали от лица Кремля, не имея при этом никаких представлений о том, что происходит в этом самом Кремле. И оппонируют они сегодня не военно-политическому руководству России, а самим себе образца прошлого года.
Как «сливают Сирию»
Аналогичное происходит и сегодня. В начале октября, уже после первых авиационных ударов российских ВКС, вся эта армада «украинских» аналитиков начала закидывать сирийских боевиков шапками. Мол, месяц-два и правительственные войска будут мыть сапоги в водах Евфрата. Новоявленные эксперты дефилировали со своими прогнозами о скорой победе. Все-таки российская авиация вмешалась. Именно в неискоренимом стремлении закидать противника ушанками и кроются корни сегодняшней «сирийской фрустрации».
Как и в случае с конфликтом на Донбассе, аналитики натянули свою сову на «кремлевский глобус», выдав частные представления о предстоящем наступлении правительственных войск при поддержке российской авиации за планы нашего (или сирийского) Генерального Штаба.
Мы отследили процесс «аналитической эволюции» ряда популярных экспертов и выявили интересную закономерность: обозреватели в начале октября поспешили выдать свои прогнозы о перспективах операции, и в дальнейшем под них подгоняли поступающие информационные сообщения и сводки с линии фронта, напрочь игнорируя огромный массив новостей. Так как к началу третьей недели наземной операции правительственных сил разрыв между происходящим в Сирии и аналитическими материалами стал очевиден, авторы прогнозов провернули «финт ушами» и вину за данное несоответствие повесили на наше Министерство Обороны и САА. Как и в случае с Донбассом, прогнозы блогеров о решительных успехах правительственных войск к началу ноября не сбылись не из-за тотальной некомпетентности прогнозистов, а по причине просчетов российского военно-политического руководства. Классика жанра.
Однако главным источником пораженческих и упаднических настроений являются не «шапкозакидатели», а вполне компетентные и уважаемые у нас аналитики. Специализируются они, как правило, на украинском кризисе, российско-американском междусобойчике и европейских проблемах. Однако решение нашего военно-политического руководства внесло свои коррективы в информационную повестку дня, в связи с чем данные персонажи устремили свой взор на сирийский конфликт. И десяток прочитанных аналитических материалов о происходящем в Сирии выдал им своеобразный ярлык на освещение данного конфликта.
К сожалению, вся эта прелестная графомания, приправленная активным и весьма искусным чередованием несуществующих, либо совершенно неуместных терминов из серии «оперативно-стратегические перспективы», «хаотичное сражение», «оперативная пустота», «умеренные темпы наступления», «сковывание активности» и «нереализованное тактическое преимущество», выглядит весьма убедительно. В особенности для тех, кто начал следить за сирийским конфликтом 30 сентября текущего года.
«Не читайте до обеда советских газет»
Если же абстрагироваться от всей этой графоманской вакханалии вокруг сирийского конфликта, то продвижение правительственных сил при поддержке российской авиации с уверенностью можно назвать успешным. В течение месяца освобождено более 120 населенных пунктов, из которых около десяти является стратегически важными коммуникационными узлами. Ликвидировано около 60 полевых командиров и амиров боевиков. Управление исламистов в районе Идлиба, Хамы и Хомса частично дезорганизовано, так как более 300 командных пунктов было уничтожено. Так же возникли проблемы с материально-техническим оснащением боевиков – сравнено с землей около 200 мастерских и заводов по изготовлению боеприпасов. В частности, этому свидетельствует стремительно сокращающееся количество запусков противотанковых ракет из ПТРК «TOW».
Злые языки говорят, что по наиболее эффективным операторам отработали либо неизвестные снайперы, либо неизвестная артиллерия. Помимо прочего процесс политического урегулирования конфликта недавно вышел на принципиально новый уровень: стороны уже обмениваются списками террористов и «умеренных», признают необходимость сохранения светского государства и уже решили, что Асаду уходить вовсе не обязательно.
Возвращаясь к истерике российских пораженцев и пессимистов, считаем себя обязанными предложить читателю альтернативные источники качественной аналитики по теме военно-политическому урегулирования сирийского кризиса.
1. Наиболее компетентным специалистом по данной теме является профессор НИУ ВШЭ, востоковед и арабист Дмитрий Евстафьев. Публикуется на «Ленте» и «Взгляде». Основная масса аналитических материалов находится на его личной странице в Facebook.
2. Любой читатель, не имеющий в своем активном лексиконе штампов о «кремлевской пропаганде», много познавательного может обнаружить в радиоэфирах «Вестей». В частности, у небезызвестного Соловьева в передаче «Полный контакт» по вторникам выступает Семен Багдасаров, а по четвергам Евгений Сатановский. Так же стоит уделить внимание трехчасовым эфирам Сатановского по вторникам, средам и четвергам. Интересные гости бывают и у Дмитрия Куликова, в частности это относится к Михаилу Леонтьеву и Аббасу Джума.
3. Отслеживать ситуацию в онлайн-режиме можно на двух профильных форумах: «Глобальная авантюра» и «Отвага». Для данной темы там созданы отдельные ветки обсуждения. Ценность данных ресурсов заключается в том, что многие участники и активные комментаторы имеют многолетний опыт военной службы и участия в боевых действиях. К слову, всё, что читатели встречают в «сводках» у популярных в блогосфере аналитиков скромно утащено именно с этих форумов.
В случае с «медленными темпами» продвижения правительственных войск предлагаем ориентироваться на две войсковые операции, которые имеют несколько сходств с нынешним наступлением САА.
Первая операция – это штурм иракского города Фаллуджа силами американской коалиции (ноябрь 2004). Оккупационный контингент выставил 14 тыс. бойцов, которым противостояло около 3000 исламистов. Перед штурмом некоторые городские кварталы были утрамбованы при помощи коалиционной авиации. Непосредственно наземная операция продолжалась три недели. То есть, профессиональная американская армия, четырехкратно превышающая силы исламистов при поддержке своей же авиации, не прибегавшей к сантиментам и ровнявшей с землей четверть городских строений, смогла разобраться с 3 тыс. боевиков за 3 недели.
Сирийская же армия на линии соприкосновения с боевиками имеет около десятка таких вот «Фаллуджей». Однако уровень боеспособности правительственных сил несравним с аналогичным показателем американской армии образца 2004-ого года. Опять же, у российской авиации нет возможностей для методичного выравнивания городской застройки с землей по принципу «нет дома – нет проблемы». И сегодняшние сирийские боевики в сравнении с теми силами, которые противостояли американцам в первые годы иракской оккупации, это воины без страха и упрека. САА уже давно воюет с группировками, против которых вряд ли выстоит ряд региональных государств. Превосходства в численности правительственные войска также не имеют.
Второй пример имеет другие масштабы, и при оценке перспектив сирийского конфликта, как нам представляется, опираться нужно на него. Это опыт Второй чеченской кампании. Масштабная войсковая операция российских ВС началась в августе 1999-ого года и закончилась почти через год – летом 2000-ого. Окончательно проблема была решена в 2009-ом году, когда режим КТО был отменен. Если уж и пытаться угадать сроки операции, то ориентироваться нужно на пример Чеченской кампании.
Однако существует несколько оговорок. Современная сирийская армия, к сожалению, не дотягивает до наших Вооруженных Сил даже образца 90-х годов. Масштабы операции также несравнимы: достаточно взглянуть на карту и оценить размеры «проблемных территорий» и подсчитать, какие суммы спонсоры терроризма выделяют боевикам сегодня. Но, несмотря на ряд несоответствий, оценивать перспективы наступательной операции сирийской армии вполне уместно на примере Чеченской кампании.
Можем предположить, что именно наработанный нами в ходе двух чеченских войн опыт и ляжет в основу как планирования войсковых операций, так и в процесс политического урегулирования конфликта. Готовы поспорить, что российские специалисты уже ищут своего «сирийского Ахмата Кадырова».
Источник: