Российские законы с каждым годом становятся все непонятнее, причем даже для своих авторов. Уровень непонятности измерял по своей методике Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Как показали измерения, за 2020 год уровень непонятности лишь возрос, пишет «Коммерсант».
Как указывают эксперты, законы становятся все сложнее для восприятия из-за длины предложений, обилия причастных оборотов и других особенностей текста. Проблему признают и в Госдуме, а решить предлагают за счет новых рекомендаций по юридико-техническому оформлению документов.
Сложность текста законов оценивалась по ряду критериев. Это доля глаголов (чем их больше, тем понятнее текст), отношение количества зависимых слов к общему числу слов в тексте, количество обособленных оборотов, слов в предложении, грамматических основ (связка подлежащего и сказуемого) в сложном предложении, слов в абзаце и прочие.
На основе этих параметров рассчитывается индекс синтаксической сложности законов (ИСЗ). Значение ИСЗ для самого непонятного текста составило 65, а для самого понятного — 16. Усредненный ИСЗ, рассчитанный для более чем 600 законов, в этом году составил 40,1 (в прошлом — 39,9). То есть законы стали еще непонятнее.
К примеру, статьи в законах стали длиннее, в предложениях теперь больше зависимых слов и обособленных оборотов.
В топ-10 самых непонятных для восприятия законов попали документы, регулирующие пенсионное обеспечение, вопросы соцзащиты и исполнительного производства для жителей Крыма и Севастополя.
Еще один фактор усиления непонятности — конституционная реформа. Сама Конституция также стала менее понятной, ИСЗ повысился на четыре пункта — до 29. Самый сложный текст закона — о порядке формирования Совета Федерации (ИСЗ — 52).
Напомним, в 2020 году Всемирный банк оценил, что по качеству государственного регулирования Россия осталась в нижней части списка стран мира. Большинство индикаторов — подотчетность обществу, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность правительства, верховенство закона и контроль над коррупцией — остались по итогам 2019 года без изменений, за исключением индекса эффективности госуправления. В нем Россия, неизменно занимавшая позиции ниже среднего, впервые получила положительный балл (0,15 после минус 0,06) и вошла в 42% лучших стран.
Общее значение индекса качества госрегулирования для России повысилось с минус 0,55 до минус 0,43, но осталось в отрицательной зоне. Максимальные позиции в этом индексе заняли Сингапур (2,16), Гонконг (1,98), Новая Зеландия (1,88), Австралия (1,87) и Нидерланды (1,86).