С такими вводными железный занавес не выстроить

С такими вводными железный занавес не выстроить

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Поздний сталинизм очень плохо исследован в России. Большинство историков, изучающих сталинскую эпоху, сосредоточились на времени репрессий 1937-38 гг., еще какая-то часть (сильно меньшая) — на индустриализации, коллективизации и ВОВ. Между тем «мрачная семилетка» 1946–1953 гг. заложила управленческий уклад и СССР, и, как мы видим, нынешней России.

Я привожу цитаты из хорошей книги Евгения Добренко «Поздний сталинизм», но он, к сожалению, в своем 1000-страничном двухтомнике в основном сосредоточен на культурном пласте «мрачной семилетки». При этом Добренко вскользь упоминает, что советский и постсоветский человек сформирован именно этой микроэпохой.

Очень не хватает комплексного исследования по многим аспектам позднего сталинизма. Например, по формированию элиты и заложенному уже в то время крайнему ее гедонизму. Начальство именно тогда сделало нормой отрыв от жизни пролов — жизнь в хоромах, на вывезенных из покоренной Европы западных товарах, огромные потоки денег (приводил примеры, сколько тогда зарабатывала творческая элита — сотни тысяч рублей).

И на другом конце — нищая жизнь пролов. Хуже, чем при позднем сталинизме, пролы не жили никогда. Да, и еще в стране тогда отсутствовал социал — не было пенсионной системы, образование в старших классах школы и в вузах было платным, колхозников (прикрепленных к государственным поместьям) душили страшными налогами, рабочие ютились в бараках и землянках (заодно часть их мизерных зарплат изымали на принудительные займы, по которым позже объявили дефолт).

В принципе, нынешний крайне правый курс начальства — он тоже из позднего сталинизма. Та самая «олдскульная правая Европа», о которой они мечтают.

Единственное различие нынешних и сталинских правых — в степени изоляционизма от развитого мира. Сталин мог себе его позволить, потому что нескончаемым потоком в страну шли репарации из Германии, Финляндии, Австрии и других побежденных европейских стран. Из Германии вывезли только одного оборудования на 4,5 млрд тех долларов, из Манчжоу-Го — на $1 млрд. В совокупности это около 100 млрд нынешних долларов. Уран для атомных бомб СССР вывозил из ГДР.

Прибавьте к этому 12 тыс. немецких инженеров, ковавших советскую индустрию, а также 2,5 млн пленных немцев и 1 млн японцев (не считая пленных венгров, финнов, итальянцев, словаков, румын и т. п.) 3,5 млн немецких и японских рабочих за 10 лет плена сейчас обустроили бы половину России. Сверкали бы заводы и города.

Но нет больше ни репараций, ни бесплатной пленной рабсилы. Есть только поток малоквалифицированных работников из Средней Азии. С такими вводными, как сейчас, железный занавес не выстроить. Да и начальство таково, что норовит разворовать и этот занавес.