Саудовско-иранский конфликт

5c670ebd23d5092901c38841bab817d6

Конфликт между лидерами исламского мира развивается стремительно и бурно. В дипломатическом и торгово-экономическом русле он уже не удержался. Стороны перешли на язык жестких заявлений и воинственной полемики. Ярость противников находит выход в откровенных высказываниях и в насильственных действиях.

2 января 2015 года стало известно о казни саудовскими властями шиитского богослова Нимра ан-Нимра. Формально – на законных основаниях, согласно нормам шариатского судопроизводства. Проповедник был казнен как гражданин Саудовской Аравии за злой умысел против королевской власти. «Голову с плеч!», как выражался королевский персонаж Л. Кэролла в детской сказке. И сказочная притча стала ближневосточной былью.
2 января 2015 года было нанесено жестокое оскорбление всем приверженцам шиитской версии ислама. Внезапной казнью религиозного деятеля и организационными подробностями этой казни.

На вынесение и тем более на исполнение подобных приговоров в исламском мире действует строгое, хотя и негласное табу. Его соблюдают как мало-мальски адекватные группировки, так и влиятельные страны региона.
Израиль – экзистенциальный враг всех сторон данного конфликта – занимается точечными ликвидациями за террористические вылазки против израильтян. Но не за пламенные призывы стереть в порошок всех евреев от мала до велика.
Египетские власти выносят оптовые смертные приговоры радикалам из организации «Братья-мусульмане», однако казни заменяются тюремным заключением. Применительно к боевикам, преступникам и их пособникам. Духовенство избегает экзекуций и уничтожения, даже его радикально настроенные представители.

Голословное причисление ан-Нимра к террористам, его казнь одновременно с целым выводком убийц из Аль-Каеды – осознанный и провокационный вызов Эр-Рияда. Хлёсткий удар перчаткой по лицу, если использовать европейские аналогии дворянской эпохи.
Шиитский богослов был арестован еще в 2012 году. При первых судорогах «арабской весны» – на своей территории нефтеносные монархии ликвидировали революционное возмущение в зародыше. Где не хватило собственных полицейских сил (Бахрейн, март 2011), помогли силовики из СА и ОАЭ. Нимр ан-Нимр резко осуждал саудовское подавление протестов в соседней стране. В ходе зачистки Бахрейна погибло 84 человека, ранения получили 5.400! Организаторы и активные участники бахрейнского восстания отправились в тюрьму на срок от 2 лет до пожизненного.

Суд над лидером саудовских шиитов состоялся в октябре 2014 года. Наиболее тяжкие обвинительные статьи: «Призыв к беспорядкам» и «Выход из повиновения властям».
Религиозный деятель с мировой известностью был приговорен саудовским кривосудием к смерти. Мировая общественность не поверила в реальность этого приговора.
Супруга богослова умерла в больнице, пока он находился в тюрьме. Мировая общественность скорбно потупила голову (во всех смыслах глагола «потупила»).
В октябре 2015 года верховный королевский суд отклонил апелляцию шейха. С 25.10.2015 его казнь стала юридически возможной. А мировая общественность продолжала уповать на негласное табу исламского мира «Духовенство не казнить!», рассчитывая на милосердие саудовского короля.

2 января 2016 года милосердный саудовский король отправил харизматичного лидера угнетаемого религиозного меньшинства на плаху. Родственникам ан-Нимра было отказано в выдаче тела. Шиитские страны и общины взорвались яростным возмущением, что было предсказуемо и по всей вероятности – запрограммировано.

Уже 2 января духовный лидер Ирана отреагировал на исполнение приговора крайне жестко, посулив дому Саудов небесное возмездие за земное беззаконие.
В ночь со 2 на 3 января в ходе массового митинга протеста в Тегеране было атаковано саудовское посольство. Демонстранты прорвались в миссию и забросали здание зажигательными коктейлями. Нападению подверглась консульская миссия СА в иранском Мешхеде. Налицо материальный ущерб, нарушение норм дипломатического этикета и правопорядка – но никто из саудовских дипломатов не пострадал.

3 января Эр-Рияд разорвал дипломатические отношения с Тегераном, назвав погромы последней каплей в разрушительном водопаде иранских прегрешений. Опять же, формально повод для разрыва серьезный. Фактически в сентябре 2012 года в ливийском Бенгази было не просто атаковано американское консульство – в ходе нападения линчевали полномочного посла США и трех американцев. В фирменном стиле джихад-фанатиков носились по консульскому комплексу с телами проклятых янки и с фрагментами их тел. Однако стремительного разрыва ливийско-американских отношений не произошло.

Эр-Рияд был готов к эскалации внешнего конфликта после казни внутреннего врага. Пытаясь выступить лидером антииранской коалиции – для начала на дипломатическом фронте.
3-6 января о разрыве отношений с Ираном объявили четыре страны. Демонстративную поддержку Саудовской Аравии оказали четыре государства – из 23 участников Лиги Арабских государств, из 57 членов Организации Исламского Сотрудничества:

Бахрейн. Режим островной монархии опирается на саудовские полицейские силы и экономически ориентирован на СА. Единственная страна нефтеносного Залива с исчерпанными углеводородными запасами примкнула к сильнейшему региональному покровителю. При этом около 70 % населения Бахрейна – приверженцы шиитской версии ислама, правящая династия и вся элита – сунниты. Что подводит под религиозный конфликт в Бахрейне мощный социально-имущественный фундамент.
Судан. Одна из беднейших африканских стран, в результате распада в 2011 году лишившаяся нефтеносных провинций. Суданские военные играют в йеменском конфликте роль ударно-штурмовых наемников. Хартум фактически продает их жизни за саудовские субсидии.
Джибути. Миниатюрное африканское государство используется как база просаудовской коалиции в йеменском конфликте. Удобный порт и защищенные гавани – важнейшие экономические объекты страны без природных ресурсов с 60 % уровнем крайней бедности среди населения.
Сомали разорвало дипломатические отношения с Ираном для напоминания о своем существовании и в качестве заявки на саудовскую щедрость.

ОАЭ – ближайший и важнейший союзник СА в регионе, в том числе единственный боевой соратник в йеменской наземной авантюре – только понизили уровень дипломатических отношений с Ираном.
Кувейт ограничился отзывом посла из Тегерана «для консультаций».
Катар и Оман избрали выжидательную тактику до внеочередного саммита ЛАГ, запланированного на 10 января 2016. Все остальные арабские и исламские страны тоже предпочли не торопиться с решительными демаршами.
Призыв «светской» сирийской оппозиции к изоляции Ирана охарактеризовал изоляцию лидеров этой оппозиции от понимания реалий ближневосточной политики.

7 января объявлены взаимные торгово-экономические ограничения, санкции, эмбарго, запрет транспортных сообщений и т.д. Прекращен хадж иранских паломников в Мекку и Медину. С 2008 по 2011 годы власти Эр-Рияда ввели запрет на въезд для иранских граждан – в 2016 Тегеран прервал религиозные визиты первым. Сразу после того, как самолеты саудовских ВВС нанесли ракетно-бомбовый удар по иранскому посольству в столице Йемена. В отличие от стихийных акций в Иране, военно-воздушный удар по Сане спланирован и проведен государственными структурами, его итогом стали человеческие жертвы.

Иран и Саудовская Аравия как региональные и религиозные противники постараются избежать прямого военного столкновения. Исламская республика едва освободилась от тяжелых международных санкций. Экономическое положение Тегерана далеко от блестящего. Королевство как нефтяная держава № 1 тяжело переживает ценовой спад «черного золота». Пусть этот спад и спровоцирован самим Эр-Риядом для выживания конкурентов с глобального рынка энергоносителей.

Но опосредованная саудовско-иранская война на йеменской территории будет продолжена с возросшим ожесточением. Взаимное противоборство будет усилено в Сирии. Обе войны на Ближнем Востоке отдалились от шансов на перемирие и политическое урегулирование. Возрастет роль «ястребов» в высших эшелонах саудовской и иранской власти. Начнется «закручивание гаек» во внутренней политике, поиск предателей и наказание вражеских агентов. У обоих государств имеется наступательный ракетный потенциал и соблазн разобраться с врагом решительным внезапным ударом.

Под грохот войны нефтяных цен разворачивается сложный межгосударственный и межконфессиональный конфликт нервов, обид и гибридных операций. Во взрывоопасном регионе планеты и с использованием религиозных противоречий. Зерна ненависти засеиваются легко – но урожай способен погубить самих агрономов.

 

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru