Состояние российских миллиардеров оценили в треть ВВП страны

Состояние российских миллиардеров оценили в треть ВВП страны

Россия стала страной с самой большой концентрацией богатства в мире относительно размера ВВП, подсчитал FT: состояние ее миллиардеров в этом году превысило треть валового продукта. В руках только одного владельца «Северстали» Алексея Мордашова сосредоточено 1,7% от российского ВВП — это больше, чем было на пике у Джона Рокфеллера по отношению к ВВП США.

Рекордные триллионы

В 2020 году общее состояние миллиардеров во всем мире выросло на $5 трлн до $13 трлн — это самый резкий скачок состояния, когда-либо зарегистрированный в ежегодном списке миллиардеров, составленном Forbes. Взрывными темпами выросло и количество миллиардеров — в списке Forbes 2021 года их насчитывается более 2700 человек (за год почти +700 человек).

Чтобы определить наиболее и наименее раздутую национальную элиту миллиардеров, FT рассчитало богатство миллиардеров как долю от ВВП страны, в которой они живут. Выяснилось, что на первом месте оказалась Россия — на миллиардеров страны приходится около 35% валового продукта страны, и за год доля увеличилась более чем на 10 п.п. На втором месте неожиданно Швеция (почти 30%), на третьем — Индия (около 20%). В топ-5 стран с наибольшим отношением крупнейших состояний к ВВП также вошли США (около 19%) и Франция (около 17%).

Кто богаче Рокфеллера

Метрика, выбранная FT, демонстрирует, что современных рокфеллеров не стоит искать в самых экономически мощных странах. Так, $177 млрд Джеффа Безоса, самого богатого человека в мире, могут показаться ошеломляющими, но но на деле в его руках только 0,8% американского ВВП. Это далеко от богатства Рокфеллера, которое на пике составляло 1,6%. Но таких людей немало в других странах, в том числе пять в Швеции, по два в Мексике, Франции, Индии и Индонезии и по одному в Испании, Канаде, Италии и России.

Король моды Амансио Ортега, основавший Inditex (входят бренды Zara, Massimo Dutti, Oysho, Bershka и т.д.) из Испании и титан телекоммуникационной индустрии Карлос Слим из Мексики владеют по 5,3% от национальных ВВП. А металлург Алексей Мордашов с состоянием $29 млрд владеет 1,7% российского ВВП.

«Хорошие» и «плохие» миллиарды

Чтобы измерить качество укоренившейся бизнес-элиты, FT разделило миллиардеров на «хороших» от «плохих». В первую группу вошли основатели чистых производительных отраслей, например, технологических. Во вторую группу — предприниматели, занимающиеся сырьем и, например, недвижимостью. Как объясняет издание, в целом последние отрасли менее продуктивны, более подвержены коррупции и пользуются худшей репутацией у населения, а потому появление слишком большого числа миллиардеров, работающих в этих областях, с большей вероятностью спровоцирует недовольство общества.

Как пишет FT, Россия давно считается мировой столицей «плохих» миллиардеров. Однако недавно страна уступила этот статус Мексике — доля «плохих» миллиардеров страны дошла до 75% от общего числа. Россия остается на втором месте с 60%, что все равно втрое превышает средний показатель для развивающихся стран. При этом российский список таких предпринимателей насчитывает 120 имен, а мексиканский — только 13.

Среди стран с наибольшим количеством «хороших» миллиардеров весь азиатско-тихоокеанский сектор: Тайвань, Китай, Южная Корея (более 40%), Индонезия (более 30%) Австралия (около 25%).

В отдельную категорию издание выделило страны с наибольшим количеством наследных миллиардеров — во Франции, например, на таких миллиардеров приходится почти 80%, в Германии — около 70%. России в топе стран этого сектора нет, но как объясняет FT, это связано просто с особенностями российской истории: Россия переняла элементы капитализма только в 90-х годах, и это слишком короткий срок, чтобы образовались целые бизнес-династии.

Что дальше

Как пишет FT, до недавнего времени крупных магнатов скорее прославляли, чем ругали. Принимать миллиардеров обществу помогало то, что многие из них были настоящими self-made предпринимателями и филантропами, как например Билл Гейтс и Уоррен Баффетт. Однако теперь настроения в обществе изменились. В богатых странах движение против миллиардеров пока полностью сосредоточено на возвращении богатства в казну за счет налогообложения крупных предпринимателей. Однако в других странах недовольство ростом миллиардеров перетекает в другие процессы: гнев по поводу неравенства уже привел к власти президента Мексики левого крыла Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Российским властям, как пишет FT, пока подавить разгорающееся недовольство общества удается, но как долго это сохранится, пока неясно.