ВМС Украины: планы и реальность

b0d71fa09a6e0f9cd2bbe4bfef3a17f8

«– А где командующий?
– Командует!»
к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»

Командующий украинскими ВМС выступил с амбициозными планами военно-морского развития и регионального лидерства. Тезисы вице-адмирала представляют определенный интерес как виртуальный взгляд сквозь реальное положение дел в стране и в ее обороне.

«Украина может потерять статус морской державы, если не будет закладывать и строить боевые корабли и суда обеспечения».
Воистину так, только статус утрачен вместе с обретением независимости. За 25 лет самостоятельного существования в состав ВМСУ введено несколько кораблей советской закладки – заложенные самостоятельно строятся либо заморожены.
«Существующий комплект военных судов недостаточен для обеспечения господства в том или ином районе Черного моря».
Существующий на Украине комплект адмиралов и флотских генералов (13 шт.), высших флотских офицеров (310 шт.) достаточен для абсолютного паркетного господства в любом штабе или на параде. Три сохранившихся боевых корабля уже сегодня полностью доминируют в определенном районе одесской акватории.
«Строительство и содержание флота недешево, но другого пути нет,… материальный ресурс национальных ВМС подходит к концу».
Другой и единственно возможный путь демонстрируют ВМФ Болгарии и Румынии. Входящие в НАТО черноморские страны пользуют доживающий свой век корабли советской постройки и списанные на пенсию суда из Германии и Нидерландов. Деградация ВМФ и ВВС постсоветских стран – стратегическая цель альянса по отношению ко всем новым участникам и тем более к ассоциированным получленам.
«Ни одного корабля собственной разработки, самолета или вертолета флотской авиации не было принято на баланс ВМСУ за последние 20 лет», сетует командующий ВМСУ. Подтверждая распродажу остатков военно-морского потенциала политиками всех окрасов и мастей – в том числе триумфаторами первого майдана.
«Удалось успешно усилить береговую оборону страны привлечением ствольной и реактивной артиллерии», добавляет мажорных нот в траурную симфонию своего выступления вице-адмирал. На защиту береговой линии поставлены Грады и гаубицы все из тех же арсеналов времен СССР. С боевой задачей стрелять по морю в случае угрозы. И зачем прочие морские державы разрабатывают противокорабельные ракетные комплексы, радары и т.п., если есть сухопутное РСЗО для огня по площадям?

«На всех уровнях государственной власти необходимо лобби для развития украинских военно-морских сил, следует восстановить финансирование строительства кораблей и катеров и в первую очередь – корвета «Владимир Великий», заключил командующий ВМСУ.
Несколько фактов о первоочередном корабле для военно-морского доминирования в определенных районах Черного моря.
Проект корвета «Владимир Великий» разработан в начале нулевых годов нашего века. Он ориентирован на кооперацию с западными фирмами из семи стран, от Дании до США и поначалу совершенно не зависел от поставок оборудования и комплектующих из РФ. Быстроходный (32 узла) корвет с запасом хода 4.000 миль и автономностью на 30 суток похода обладает достойным набором вооружения и тактико-технических характеристик. Сравнимых или превосходящих параметры «Гетмана Сагайдачного», единственного крупного корабля и флагмана украинских ВМС.

В 2007 году началось финансирование проектировщиков корвета.
В 2008 году разработан эскизный проект.
В 2009 защищен технический проект. Определен завод-изготовитель – Черноморский судостроительный. Единственный завод на территории СССР с опытом изготовления тяжелых авианесущих крейсеров и боевых кораблей всех типов. Запланирована постройка 10-12 корветов, в том числе для экспортных поставок. Согласована стоимость первого корабля на уровне 250 млн. €, последующих – не более 210 млн. €.

В том же 2009 началось строительство «Владимира Великого» с планом спуска на воду в конце 2012 года. Принята государственная программа ассигнования 16.1 млрд. гривен (более 3 млрд. $ по куру 2009 года) на закупку зарубежной техники, вооружения, комплектующих и модернизацию инфраструктуры Черноморского судостроительного завода. С целью построить четыре корвета. То есть сумма расходов на каждый корабль выросла более чем вдвое, до 750 млн. $. Подобные вложения оправданы, когда есть уверенность в серийном производстве дорогостоящих корветов, когда нет масштабной коррупции…

Сколько из 3 миллиардов долларов было действительно выделено на постройку действительно дорогого корвета – достоверно неизвестно. Можно предположить, что в несколько раз больше, чем потрачено на возведение одного бронированного долгостроя. За пять лет на николаевском заводе был сформирован корпус и часть надстроек. До приобретения зарубежного оборудования и вооружения дело не дошло – а когда дойдет, исполнения штучных заказов придется ждать несколько лет после внесения валютной предоплаты. В 2012 выяснилось, что часть комплектующих по экономическим соображениям таки придется заказать в России. В июле 2014 готовый на 43 % «Владимир Великий» был заморожен. В настоящее время ведутся разговоры о его достройке, но не работы в доке.

Строительство «Гетмана Сагайдачного», от закладки до полного ввода в эксплуатацию, заняло 2.5 года – с 05.10.1990 до 02.04.1993. В начале бурных и безденежных для военного кораблестроения 90-ых годов прошлого века.

Возрождение флота следует начинать с адекватного взгляда на окружающий мир. На подлинное состояние страны, ее бюджета и ее руководства. Уже на следующий день после выступления командующего ВМСУ Черноморскому судостроительному заводу отключили… воду! Как и ракетостроительному заводу Южмаш несколько месяцев назад.
ЧСЗ задолжал областному водоканалу 700.000 гривен (около 30.000 $). Имеются у судостроителей долги перед энергетиками и газовиками. Еще в 2003 году завод исключен из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже. Число работников сокращено с 40 до двух тысяч.

Наивно рассуждать о кораблях стоимостью сотни миллионов долларов без средств на оплату технического водоснабжения, света и газа. Импортные надувные лодки в кредит – реальность современных ВМС Украины. Эти лодки плохо сочетаются с когортой амбициозных адмиралов, с ордой капитанов первого и второго рангов, с алчными лоббистами во власти? Тем хуже для многочисленных прожектеров – в военно-судостроительной отрасли Украины «пилить» больше нечего. Поинтересуйтесь авторитетным мнением нынешнего губернатора Одесской области. После его успешных «реформ» грузинский военный флот упразднен как таковой.

ДАША ГАСАНОВА

Источник: grtribune.ru