Во время войны спрос на информацию растет. Властям, конечно, хотелось бы, чтобы люди получали ее с помощью официальных пропагандистских каналов. Относительно нынешнего российского режима можно сказать, что война для него в этом смысле — последняя надежда. За последние два года показатели телесмотрения в России заметно упали, а потребления информации из Интернета— наоборот, выросли. Начало боевых действий на какое-то время может развернуть эти тренды.
Нельзя, однако, исключать и другого. Война может выступить катализатором происходящих процессов и ускорить их. Люди ведь перестали смотреть телевизор не просто так. Это связано в том числе и с утратой доверия к нему. Как показывают данные прошлогоднего «Медиаландшафта», обнародованного «Левада-центром» (внесен в реестр иностранных агентов), потребление информации из Интернета растет сейчас самыми быстрыми темпами именно в старших возрастных группах — в сердце, так сказать, телевизионной империи. Война может ускорить процесс — люди бросятся искать сводки с фронтов в Сети, а не в новостях Первого канала.
Война классическая не нуждается в интерпретациях, здесь все понятно — где друг, где враг. Здесь нужна информация в чистом виде: «Наши войска оставили города А и Б. На остальных участках фронта они ведут упорные оборонительные бои».
Война гибридная создает спрос на интерпретации и экспертное сопровождение — здесь вещи своими именами не называются и поди еще разберись, кто есть who и что происходящее, вообще, значит.
В ситуации гибридной войны привычка подавать информацию чересчур однобоко может сыграть с телевизионщиками злую шутку. Качество поставляемого ими контента может не устроить потребителя. Интерес к внешней политике сейчас не тот, что раньше, эмоциональная зависимость от выкрикиваемых телепропагандистами мантр — слабее, а значит заглушить голос разума у людей на этот раз может и не получиться.