Певец Виталий Грачев, известный под псевдонимом Витас, лишен водительских прав на полтора года за отказ от медицинского освидетельствования после ДТП. 10 мая Грачев сбил на своем внедорожнике велосипедистку, после чего попытался скрыться с места аварии. В момент задержания Грачев был пьян. Кроме того, известно, что певец угрожал потерпевшей пистолетом. Позже оказалось, что это муляж. Впрочем, нередко на российских дорогах в ход идет и вполне боевое оружие.
Столица. Улица 800-летия Москвы. Ночь. Пьяный молодой человек разнес три машины и превратил в утиль свою. Друзья опекают пристегнутого к машине ДПС “героя”. Принесли ему пиво, загораживают собой телекамеру. Машина оказалась чужая, прав нет, но есть кураж – педаль в пол и до первого препятствия. Хорошо, “ушел” в припаркованные машины, а не в людей.
“Он абсолютно нетрезвый. С ним рядом стоять невозможно. Его посадили в машину ДПС – оттуда понесло перегаром. Не думаю, что ГАИ у нас употребляет. Бодрый, храбрый, он гордится. Он гордится, вот его друзья помогают”, – негодует потерпевшая Мария Белова.
Но ярость и жажда возмездия вовсе не у владельцев битых машин. А у пьяной компании – к репортерам. Откуда это желание убить, уничтожить, заставить страдать абсолютно незнакомого человека? Средь бела дня на улице Орджоникидзе водитель избивает актера Сергея Барышева за просьбу подвинуть машину для проезда.
“Я повернулся себе и пошел к машине в надежде, что он сейчас сдаст, и мы все благополучно разъедемся. Я ошибся. Сзади человек напал”, – рассказывает Сергей Барышев.
Актер очень не хотел давать интервью. Но в милиции почему-то потерялись контакты свидетелей той расправы. И теперь свидетелей ищет сам потерпевший. Месяц в больнице. Постоянно обезболивающие. О съемках и ролях пока не может быть и речи. О руле – тем более.
“Анализировал потом, что произошло: не расслабляйся. Расслабился – вот результат. Ты должен быть все время как на войне”, – говорит Сергей Барышев.
Война друг с другом идет с помощью любых подручных средств. Наиболее солидным выглядит травматический пистолет. Бейсбольная бита – тоже очень популярный предмет у автовладельцев. Ее даже в автомагазинах продают. Хотя сойдет и лопата, и топор, и монтировка, и обычный нож.
“Подрезать”, обогнать, резко затормозить – на дорожном сленге значит “учить”. Кого и чему – неважно. В европейских правилах это называется “агрессивное вождение” – сурово наказывается, и становится серьезным довеском в ряду обвинений нарушителю. Ведь это умышленная угроза окружающим. В российских законах такой термин ввести пробовали. Не вышло – законопроект не прошел.
“Здесь достаточно большая степень субъективизма в определении агрессивной езды. Прежде всего, со стороны инспектора ДПС. Как это будет оцениваться инспектором? На глаз? Ну, тогда мы получим огромное количество фактов агрессивной езды”, – говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.
“Всем понятно, что скоростной разворот, как он называется – милицейский разворот через двойную сплошную – нельзя сделать случайно. Вот понятные классифицирующие признаки – это работа законодательства. Единообразное правоприменение, невзирая налицо, кто там сидел за рулем: блатной, богатый, “начальничек” или простой водитель. Вот это нам будет сделать очень сложно”, – считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
Большинство “сражений” автомобилистов не попадает в полицейскую статистику. Ведь это дорога, по которой люди не гуляют, а непременно куда-то спешат. Некогда жаловаться, да и уверенности в благополучном расследовании нет почти никакой. Поэтому опытные водители подвоха ждут с любой полосы. И возят в багажнике биту.