Новость прошла в Швейцарии незамеченной: 1 февраля ракета «Зенит-3СЛ», которая стартовала с плавучей пусковой платформы «Одиссей» в Тихом океане, упала в воду после 11,4 секунды полета. Носитель должен был вывести на орбиту американский спутник связи Intelsat 27, который был уничтожен в результате аварии.
Оператором запуска выступала расположенная в Берне компания «Морской старт», которая, как сообщают в AFP, пыталась тем самым создать площадку поблизости от Эквадора для работы с клиентами из Северной и Южной Америки, северной Атлантики и Европы.
Несколько дней спустя в компании Boeing сообщили, что подают в суд на своих российских партнеров из «Морского старта». Как отмечают в компании, РКК «Энергия» (частично принадлежит российскому правительству), а также ЮЖМАШ и КБ «Южное» должны ей более 350 миллионов долларов после заявления о банкротстве «Морского старта» в 2009 году. В Boeing подтвердили факт иска, однако отказались сообщить подробности.
Чтобы понять ситуацию, нужно вернуться на несколько лет в прошлое. В 1995 году компания «Морской старт» была создана совместными усилиями Boeing, российских и украинских партнеров и норвежской Kvaerner Moss Technology. Ее задачей был вывод на орбиту коммерческих спутников. В 2001 году французская газета Libération написала о неудачном пуске Ariane 5 и подчеркнула то, что США «подружились с космической промышленностью бывшего Советского Союза». Представлявшее интересы «Морского старта» адвокатское бюро Alston назвала его «реликтом холодной войны». Как отметили адвокаты, с 1999 по 2009 год предприятие осуществило 27 успешных пусков, однако произошедшая в 2007 году авария и решение международного суда вынудили его выплатить 53 миллиона долларов спутниковой компании Hugues Network.
Сегодня «Морской старт» принадлежит одноименному обществу с ограниченной ответственностью из Люксембурга (95% у российской Energia Overseas Limited, а оставшиеся 5% – Boeing и Aker).
Офис компании расположен в Швейцарии, а если точнее в Берне, на небольшой улице неподалеку от вокзала, куда обычно заглядывают любители кино из-за большого числа окрестных кинотеатров. Здесь у компании насчитывается около десятка сотрудников. Всего же в штате значится 80 человек, отмечает директор предприятия Сергей Гугкаев (сам он проживает в Женеве). По его словам, иск Boeing касается «РКК «Энергия», а не «Морского старта».
В беседе по телефону и электронной переписке Сергей Гугкаев объяснил, что Берн был выбран преимущественно из-за его географического расположения в центре Европы, а не по финансовым причинам. « В Швейцарии мы рассчитываем на плодотворное сотрудничество с лидерами технологического сектора, а также федеральными и научно-исследовательскими институтами, – отметил он. – Мы думаем, что наша особенность, которая заключается в сочетании аэрокосмических и морских элементов, может послужить основой для сотрудничества со множеством партнеров в Швейцарии». Большего от него добиться не удалось, но место, как несложно догадаться, было выбрано отнюдь не случайно.
На этой неделе Сергей Гугкаев находился в калифорнийском Лонг-бич, где расположен центр управления пусками с платформы «Одиссей». В США «Морской старт» и РКК «Энергия» сделали заявление о старте подробного расследования обстоятельств аварии 1 февраля, которая стала четвертой неудачей среди 35 произведенных запусков с 1999 года. Как сообщили президент «Морского старта» Кьелл Карлсен (Kjell Karlsen) и глава РКК «Энергия» Виталий Лопота, причины аварии будут самым тщательным образом изучены, тогда как будущие пуски не отменяется, а только откладываются.
Сергей Гугкаев верит в светлое будущее компании: «Мы намереваемся расширить список клиентов и в частности ищем новые варианты для улучшения наших технических возможностей и надежности запусков. Мы хотим сделать упор на этих моментах, чтобы принять участие в новых космических программах».