Операция завершилась благополучно. Преступники и экипаж посетили Лубянку, виновные отданы под суд, невиновные отпущены домой. А что с судном? И почему на нем остались капитан, боцман, стармех и второй механик?
Честное слово, хочется поэзии. Хочется ракет и всяких других секретов. Хочется правозащитничать по-крупному, поднимать рейтинги и говорить о высоком. Устоять перед соблазном невозможно. Так что, ладно: ракеты будут. Они уже теоретически могли быть — и в этом весь ужас.
Могло быть что угодно, потому что наша закрытая Балтика, оказывается, беззащитна не только против ядовитых сине-зеленых водорослей и промышленных стоков, но и против бандитов всех мастей.
Насколько нам известно, в отдельно взятых странах уже тихо, без «утечек» в прессу, ответственные лица встали на уши и переоснащают военно-морские подразделения новейшей прослушивающей и просматривающей аппаратурой. Но, опять-таки, — поодиночке. Слиться в охранно-антитеррористическом экстазе, очевидно, не случится. Хотя, казалось бы, самое время — 11 сентября близко.
Вот, собственно, и вся патетика. А теперь — о некоторых банальных и прозаичных, в какой-то степени даже правовых аспектах в продолжающемся деле о загулявшем по морям лесовозе. С появлением нет-нет, да поступающей информации, можно дополнить и подтвердить первоначально нарисованную нами картину.
Перво-наперво хочется напомнить: тревогу управляющая компания подняла 24 июля, в день нападения в шведских террводах, после разговора с капитаном — хотя тот, находясь под дулом пистолета, и сказал, что «люди в черном покинули судно». В известность были поставлены и Мальта, и Финляндия, и Россия через посольство в Хельсинки.
27-го с судном уже, хоть и без особого энтузиазма, но соединялась шведская полиция, сразу заявившая, что «люди в форме» на борту были не «наркоконтролем королевства». То, что о событии не сообщили СМИ, вовсе не значит, что никто ничего не знал: в нормально функционирующем обществе меры принимаются не по газетной статье, а по заявлению пострадавшего или свидетеля.
Arctic Sea выходил на связь, сигнал AIS был, капитан сообщил, что «команда свободна и продолжает рейс». Все это время моряки, как они сами сейчас сообщили, находились или в наручниках (первые дни), или под строжайшем контролем, то есть в прямом смысле под угрозой расстрела. Грузить что-то на судно или выгружать с него в этих условиях и учитывая планы бандитов продолжать плавание, было нельзя. Разве что при захвате удалось перебросить с резиновых лодок нечто незначительное по размерам или еще до отправки взять на борт.
И тут очень интересно было бы прочесть SMS-сообщение, которое капитан успел отправить в Архангельск, частично спутав планы бандитов. Написал он, что лесовоз захвачен преступниками, или что наркополиция арестовала судно и что-то ищет?
Прочтя содержание, можно сделать вывод о том, знал ли кто-то о «левом» грузе, и вообще — был ли он, а также понять, какого рода тревога была поднята. Судя по тому, что управляющая компания перезвонила капитану, сообщение было неоднозначно и содержало что-то иное, чем, скажем «Захвачены бандитами, спасите, говорить не можем».
Пройдя все «узкие места» проложенного маршрута, пираты почувствовали себя свободнее, 29 июля отключили систему подачи сигнала, чтобы уйти от возможного преследования и «спрятаться», а 3-го августа потребовали денег у страховой компании.
Кстати, поэтому нельзя верить словам властей некоторых стран о том, что им постоянно было известно, где находится лесовоз. Этого не может быть — судя по всему, по крайней мере на пару дней судно пропадало с радаров, c ним оставалась лишь телефонная связь.
Потом его «вычислили» — и началась игра, то есть та самая операция. Можно догадаться, что задачей «сыщиков» было не дать понять «вору», какая на него идет охота. Нужно было выманить его из «норы» и вывести в тот район, где его легко остановить или захватить.
Очевидно, страховая компания пообещала «расплатиться». Каким-то образом бандитов загнали к Островам Зеленого Мыса, откуда им некуда было скрыться (эта точка на карте, как мы уже писали, наверняка является ключевой в операции, поскольку сами бы пираты туда в здравом рассудке не пошли). В этих условиях, конечно, прессе было лучше ничего не сообщать: экипаж оставался «под дулом».
Но вот операция благополучно завершилась. Преступники и экипаж посетили Лубянку, виновные отданы под суд, невиновные отпущены домой. А что с судном? И, собственно, почему на нем остались капитан, боцман, стармех и второй механик?
Согласно официальному сообщению, лесовоз идет в Новороссийск. Представитель следственного комитете при прокуратуре РФ Владимир Маркин заявляет 26 августа, что «Arctic Sea сопровождают наш буксир, танкер и наш экипаж, который находится на борту».
«Судно сейчас конвоируют в Россию, это единственная причина, по которой моряки остаются на борту», – говорит в свежем интервью главный редактор издания «Морской Бюллетень — Сов. фрахт» Михаил Войтенко.
Но эти-то, казалось бы, простые слова и заставляют насторожиться, поскольку они в некотором роде взаимоисключающие.
Если Arctic Sea идет в Россию, если он в результате освобождения нашим боевым кораблем стал уже российской, а не мальтийской территорией (наверное, всем известно, что судно является принадлежностью того государства, под флагом которого ходит), то почему нельзя отпустить домой усталого капитана и не менее истомленных боцмана с механиками?
Надо полагать, «наш экипаж», о котором упоминает прокуратура, знаком с навигацией, а за неделю уже точно научился управлять сравнительно тихоходным гражданским плавсредством, на котором после осмотра ничего «постороннего» не обнаружили. Боцманов и механиков, что ли, ВМФ не хватает?
Если же Arctic Sea российской территорией не является, если «хозяевами» на нем могут оставаться только четверо членов «родного» экипажа с мальтийскими лицензиями, как бы принимающие у себя на борту «гостей» (4 человека физически не в состоянии стоять все вахты), то извините — судно никогда до Новороссийска не дойдет.
О том, что Мальта попросила отправить туда ее сухогруз с досками, мы не слышали.
А дело шумное — сразу бы где-нибудь хоть на каком-нибудь языке сообщили. Значит, того и гляди начнется международная заваруха о правах и обязанностях, и это будет, если честно, обидно, потому что спас-то лесовоз в конце концов наш корабль «Ладный». И рисковали в этот момент жизнью, кроме захваченных членов экипажа, наши же военные моряки.
Если же заваруха не начнется, значит, тут что-то уж очень серьезное и все договорились на высоком международном уровне, как в случае с паромом «Эстония» – не дай бог.
Главный вывод: успокаиваться рано. Речь все еще идет о людях, о четверых членах экипажа, которые неизвестно когда и непонятно в каком состоянии возвратятся домой.Как сообщает финское информационное агентство YLE, премьер-министр Финляндии Матти Ванханен заявил, что намерен просить премьер-министра России Владимира Путина предоставить дополнительные сведения о случае с Arctic Sea. Оба руководителя встретятся во вторник в Польше. Ванханен констатирует, что по-прежнему не все известно о захвате судна.