Arctic Sea: следствие “дрейфует”

arctic-sea-sledstvie-171-drejfuet-187

Лесовоз, на этот раз — с четырьмя членами экипажа на борту — пропал еще раз. Теперь, как нам объясняют, в интересах следствия.

Управляет им некая новая команда, но капитан и еще трое моряков остаются на борту, продолжая затянувшийся рейс. Они не выходят на связь, полностью изолированы от родных и близких.

«Пираты» себя виновными не признают, продолжая уверять, что в дорогу их позвало зеленое сознание и предлагая «экологически чистую» версию. Удивительно, что столь боевитая в других случаях «заграница» тихо ушла в тень, никак не обнаруживая своего стремления активизировать следствие.

На звонок «КП» в шведскую криминальную полицию, которая еще дней десять назад «вывешивала» на своей домашней странице новости об Arctic Sea в разделе «Актуально», ответственная сотрудница Каролина Экеус сообщила, что все собранные материалы переданы Финляндии. «Мы этим сейчас не занимаемся, обращайтесь в их криминальную полицию!» – заявила она. Мы обратились.

Ян-Улоф Нихольм, координирующий работу в Хельсинки, подтвердил, что ведет дело об Arctic Sea. Однако интервью получилось странным:

– Шведы сказали, что передали все сведения вам и больше этим не занимаются.

– Да, мы сотрудничаем со шведской полицией и с властями других стран.

– А с Россией?

– И с Россией.

– Как продвигается следствие?

– Я не могу ничего сказать.

– Вы считаете, что русские власти действуют правильно и оперативно?

– Я не могу комментировать работу русских правоохранительных органов.

Такое впечатление, что все демонстрируют, как им наплевать. Сначала НАТО, а теперь и Европа почему-то тихо устранились, словно обо всем уже договорились «на международном уровне». Как, скажем, в деле о пароме «Эстония». Может, компания, управляющая Arctic Sea, что-то знает? Удается дозвониться и до ее директора Виктора Матвеева.

Он в полном недоумении:

– Несмотря на наши запросы во все официальные инстанции, никакой информации мы так и не получили. Все сводится к одной фразе: «В свое время ответим».

Что ж, очевидно, нам дан срок на привыкание. На осмысление простой, единственной версии, укладывающейся во все выстроенные «утечками информации» рамки. Группа нехороших ребят из плохого района Таллина захватила команду хороших парней из Архангельска, распихала ее по каютам и повела лесовоз навстречу неизбежной тюрьме, курсом на Острова Зеленого Мыса, где спрятаться невозможно.

Причем на исполнение заветного желания дойти до точки были истрачены последние капли горючего — чтоб уж, как говорится, отступления не было. Вполне вероятна и такя корректировка данного сценария: третьего августа «плохиши» попросили денег у страховой компании, им их пообещали и велели идти в определенном направлении к конкретному пункту, откуда их заберут и, отдав полтора миллиона как одну копеечку, вывезут в безопасное место. «Пираты» купились и опомнились лишь тогда, когда на горизонте замаячил суровый силуэт боевого корабля.

В общем-то, как ни обидно любителям «страшилок», поверить во все вышеизложенное можно — хотя бы потому, что это не противоречит ни одному из точно известных нам фактов. Да, можно сшить черную униформу (может, еще и «портной» объявится!). Да, реально по дешевке купить в той же Швеции две резиновые лодки с моторами и выйти на них в море, скажем, от Готланда — никто и ухом не поведет, регистрировать такие плавсредства не нужно, и внимания на них не обращают — проверено. Да, не слишком сложно раздобыть оружие, без которого захват бы вряд ли удался, а также перевезти его из Эстонии через Финляндию в Швецию — таможенного контроля нет.

Вполне по силам обычному человеку и выверить с помощью Интернета путь любого судна, хотя, по всей видимости, лесовоз был выбран не случайно — и тут надо искать «точки пересечения» бандитов и людей, знавших, куда, зачем и когда направляется Arctic Sea (а их очень немного: судоремонтный завод в Калининграде, порт в Финляндии или места дружеских встреч с «тем, кто знает»). Как нам сказали, и в калининградский док, и в финский порт посторонним попасть крайне трудно, но если уж ты там, то секретов от тебя не будет. Достаточно спросить: «Ребята, куда идете?» – и все расскажут с удовольствием.

Ясно, что преступникам было многое известно, в том числе — где застраховано судно и на какую сумму. Можно поверить и в то, что изголодавшиеся безработные «экологи» согласились рисковать жизнью и свободой за те деньги, которые пришлись бы на каждого, получи они свои полтора «лимона». Вот только два момента смущают. Первый — полный идиотизм восьми, пусть и плохих, но взрослых мужиков «не без специального образования», которые на свой страх и риск, без «заказчика», обещавшего их подстраховывать и координировать, будучи в здравом уме сначала «наследили» в шведских террводах, а потом ринулись на просторы Атлантики, где не спрячешься. А второй — это все та же «завеса тумана».

Все пойманы, жизни людей ничего не угрожает — почему же тогда следствие по делу о захвате гражданского экипажа невоенного грузового судна штатскими бандитами так засекречено, почему четверым морякам не дают даже под контролем связаться с родными? Почему управляющую компанию не информируют о положении ее сотрудников и состоянии ее собственности?

Из последней поступившей информации люопытны сведения о том, что у команды Arctic Sea — всей или только части — «пираты» отобрали паспорта. Может, для того, чтобы самим ими воспользоваться, покинув судно вблизи от некоего берега, пересев на бережно сохраненные надувные моторки? Значит, какие-то планы были.А кстати: где, собственно, Arctic Sea, дошел до Новороссийска? Рубят ли на нем уже доски в поисках ракет, или пока только щепки летят — для отвода глаз.