В ближайшее время ремонтом самолета займутся специалисты местного завода «Авиакор»
В сентябре 2010 года в городе Ижма (республика Коми) совершил вынужденную посадку самолет Ту-154М авиакомпании «Алроса». Воздушное судно совершало перелет из Якутии в Москву, однако на высоте более 10 тысяч километров у него отказали радиосвязь, навигационное оборудование и система электропитания. Взлетно-посадочная полоса Ижмы не была приспособлена для самолетов таких размеров, при этом Ту-154М совершал посадку на повышенной скорости и не смог выпустить закрылки и предкрылки. Сесть на землю удалось лишь с третьей попытки, причем самолет на 200 метров выкатился за пределы полосы.
Спустя более чем полгода Ту-154М смог покинуть Ижму и направиться на ремонт в Самару. Изначально лайнер совершил перелет до аэродрома в Ухте (всего 170 км). Командир экипажа начальник летно-испытательного центра НИИ гражданской авиации Рубен Есаян заявил, что единственной проблемой «перевалочного пункта» стала маленькая длина взлетно-посадочной полосы – 1340 метров вместо необходимых 2200. Как оказалось на практике, летчикам понадобилось всего 800 метров, чтобы понять судно в воздух (что вызвало бурные аплодисменты на земле).
Посадка в Самаре также прошла в сложных условиях: за бортом была сильная метель. При этом экипаж авиасудна прекрасно осознавал, что серьезные проблемы могут возникнуть из-за неполадок внутри лайнера. «Мы шли все время с выпущенными шасси. Летели на высоте 7,8 тысячи метров. Потом выбрались на 8,1, со скоростью 650 километров в час. Погодные условия никак не повлияли на посадку», – цитирует РИА «Новости» Есаяна.
Ту-154М приземлился на аэродроме самарского завода «Авиакор», на котором должен будет пройти диагностику и последующий ремонт. «Капитальный ремонт может занять несколько месяцев, но возможно, вместо капитального достаточно будет восстановительного», – сообщил начальник летно-испытательной станции завода «Авиакор» Юрий Малин. Он отметил, что перед принятием решения специалисты должны будут провести тщательный осмотр воздушного судна.
Есаян, побывавший на месте капитана самолета, уверен в том, что у ТУ-154М есть будущее. «Думаю, этот самолет еще полетает, отказа систем не было», – сказал журналистам летчик-испытатель.
Однако вопрос об эксплуатации самолетов типа Ту-154 стоит все же рассмотреть более детально. Только за 2010 год авиалайнер стал участником четырех аварий (среди которых крушение самолета с президентом Лехом Качиньским на борту. В результате погибли 97 человек, многие из которых являлись важнейшими политическими фигурами Варшавы). В последний день 2009 года от использования Ту-154М отказался «Аэрофлот». Лайнер служил компании в течение 40 лет.
Причиной сентябрьского инцидента Росавиация назвала техническую неисправность бортовых аккумуляторов. «Комиссией установлено, что причиной возникновения аварийной ситуации стал «тепловой разгон» бортовых аккумуляторов. Все аккумуляторы направлены на специальное исследование в Государственный центр по безопасности полетов на воздушном транспорте Ространснадзор», – заявили тогда в ведомстве.
На борту злополучного самолета 7 сентября находились 72 пассажира, среди них беременная женщина и трое детей. Избежать жертв удалось только благодаря слаженной работе экипажа. Позднее, спустя два месяца после инцидента, президент России Дмитрий Медведев наградил членов экипажа, отметив, что они с честью выполнили свой долг.