Как и следовало ожидать, описания столкновения РС Донец и АПЛ Святой Георгий Победоносец в Аваче, Петропавловск-Камчатский, очень противоречивы. В СМИ уверенно побеждает одна версия с вариациями и вольными импровизациями, но на самом деле их две. Вот версия, которую СМИ пропустили, и совершенно напрасно, так как это версия Морской Спасательной Службы России, ГМСКЦ Москва:
В 18.10 мск 20.09.11 г. на рейде Авачинской губы (п. Петропавловск – Камчатский), при следовании к причалу и расхождении на встречных курсах с мртк «Кормчий» произошло столкновение рс «Донец», с подводным объектом, визуально и технически не наблюдаемым с судна. Предварительный разбор с обстоятельствами происшествия подтвердил факт столкновения рс «Донец» с подводной лодкой ВМФ РФ. Пострадавших, загрязнения акватории и препятствий судоходству нет. Погода: штиль, видимость полная ночная. Ведется следствие.
Рыболовный сейнер Донец IMO 7630098, водоизмещение 321 тонна, постройки 1976 года, флаг Россия, владелец ООО «Рыбное», П-Камчатский.
Судя по материалам, опубликованным в СМИ, лодка все-таки была в надводном положении и стояла на рейде, то есть на якоре. СМИ бурно обсуждают, были ли на АПЛ включены требуемые якорные огни, или нет. Почти без сомнений принято утверждение о пьяных (само собой) рыбаках. Предположим, АПЛ действительно стояла на якоре. Не нести якорных огней она не могла, если они не были включены, то за такое дело – грубейшее нарушение всех правил и требований безопасности мореплавания – в ВМФ должны полететь многие головы, начиная с командира АПЛ. Любой корабль или любое гражданское судно без включенных ночью навигационных огней, это ЧП само по себе, без всякого столкновения. Если это не просто корабль, а подводный атомный ракетоносец, то не включенные навигационные огни уже не ЧП, а преступная халатность, которая может повлечь за собой крайне тяжкие последствия. Со всеми вытекающими для нарушителей.
Предположим, АПЛ стояла как полагается, с включенными огнями. Тогда главный вопрос в том, где именно она стояла. Подводной лодке, да тем более стратегическому ракетоносцу, на рейде для гражданских судов, или вблизи рекомендованных путей следования гражданских судов, делать нечего. Это место повышенной опасности. Неповоротливые грузовые и рыболовные суда шляются по рейду взад-вперед, становятся на якорь, снимаются с якоря, время от времени происходят навалы одного судна на другое. То же можно сказать и о постановке на якорь вблизи рекомендованных путей. Если АПЛ встала на якоре в описанных выше местах без крайней на то необходимости (поломка например), то это также грубейшее нарушение правил и требований безопасности мореплавания.
Тут вот еще какая тонкость – ПЛ в надводном положении, стоящая на якоре, да тем более размеров ракетоносца, очень обманчива, даже со всеми полагающимися огнями. Огней очень мало, это не гражданский пароход с ярко освещенными надстройкой и палубами. Огни могут находиться на фоне других огней, предположим, города. Имеем высокую рубку, и далеко отнесенный на корму кормовой огонь, причем он гораздо ниже рубки, он почти на уровне воды. Очень просто не заметить кормовой огонь, тем более не зная, что в этом районе стоит на якоре ПЛ. А ведь РС Донец, не забудем, не просто шел себе своим курсом, а совершал маневр расхождения со встречным судном.
Пусть нам дадут точные координаты столкновения, описание района столкновения и самого столкновения. Тогда почти все станет понятным. Дело нешуточное. Если АПЛ стояла не там и не так, то где гарантия, что в следующий раз следующую АПЛ ударит не маленький РС (я на таком РС, переделанном в «научник», в свое время работал – он малыш по сравнению с гигантской АПЛ), а океанский грузовой пароход? Где-нибудь в районе ядерного реактора или баллистических ракет? И каковы будут последствия? Если лодка стояла не там, то срочно необходимы соответствующие оргвыводы. С огнем ведь играем, да не простым, а атомным!