Крушение «Невского экспресса» могло быть вызвано состоянием железнодорожного полотна или неисправностью состава. Об этом в интервью радио «Свобода» заявил руководитель независимого Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) Евгений Куликов.
По информации блоггеров, два месяца назад экспресс чудом избежал аварии при подъезде к станции Тверь. Сообщается, что перегрелся подшипник колеса одного из вагонов состава. Это могло произойти по вине рабочих-ремонтников московского депо. Данный дефект, как отмечают специалисты, приводит к разрушению подшипника и, как следствие, сходу вагона с рельсов. Но тогда все завершилось благополучно: аварийный вагон отцепили, и поезд продолжил движение по маршруту.
По словам Куликова, по произошедшей в минувшую пятницу трагедии остается «еще много вопросов, и выводы делать рано». «Вполне возможно, это теракт. Первым эту версию сформулировал руководитель РЖД Владимир Якунин. И теперь вряд ли кто-то из экспертов-железнодорожников посмеет высказать другую версию – более того, даже в мыслях не допустит иного. Вот это меня и смущает», – отметил эксперт.
В обнаруженной якобы на месте ЧП воронке от взрыва, о которой сообщили СКП РФ, РЖД и центральные телеканалы, Куликов не нашел ничего удивительного: она могла образоваться не от взрыва, а от схода вагона. «Сам вагон весит 60 тонн плюс приличная скорость – вес увеличивается в несколько раз. И вот вагон ударяется о землю. Конечно, будет огромная воронка!», – отметил эксперт
«Смущает меня и еще одно обстоятельство. По телевизору передали запись разговора машиниста с диспетчером, который взволнованно сообщал о том, что у них кабина снесена, электровоз в непонятно каком состоянии, слышал хлопок, взрыв. Возникает вопрос: если взрыв был в районе электровоза, почему сошли последние три вагона, а не первые? Хлопок, похожий на взрыв, может быть результатом излома рельса, вызванного применением экстренного торможения», – заявил специалист.
«Я сам бывший машинист. Если удар был по локомотиву, то все должно начаться с локомотива. Если бы локомотив зарылся носом в путь, в землю, тогда – да, за ним стали бы собираться «в гармошку» задние вагоны. Но локомотив-то не зарылся, он прошел. Почему последние вагоны «соскочили» и оказались в таком состоянии? Если это был теракт, то почему проехали первые вагоны и только тогда сработало взрывное устройство?», – недоумевает Куликов.
В связи с этим он не исключил, что причиной аварии могла стать «неисправность пути и проблемы с самим поездом».
«За техникой надо смотреть тщательно. В настоящее время, к большому сожалению, политика РЖД направлена только на извлечение прибыли. При этом забываются вопросы, связанные с безопасностью движения. За последние пять лет затраты на поддержание в исправности подвижного состава официально снизились в два раза. Повлиял на экономию и пресловутый финансовый кризис – сократились расходы на смазывание подвижного состава», – отметил эксперт.
«Пути должны ремонтировать периодически, их каждый день должны осматривать специальные люди, ездить специальные вагоны, которые должны все проверять. Но, опять-таки, вопрос: кто проверяет и как проверяет? Например, в Москве очень часто на путях работают люди из ближнего зарубежья, которые еще вчера сеяли пшеницу, а сегодня занимаются ремонтом пути. Какой будет ремонт после этого?», – добавил Куликов.
Специалист полагает, что поспешное заявление главы РЖД Владимира Якунина «выгодно, в первую очередь, для компании, чтобы отвести от себя удар в случае, если это все-таки была неисправность, связанная с состоянием пути либо подвижного состава. А взрыв – нет ответственных, не с кого спросить»
По некоторым данным, два месяца назад на станции Тверь едва не произошло еще одно ЧП с «Невским экспрессом». Об этом на форуме «Транспорт в России» пишет блоггер xReason со ссылкой на сообщение неназванного сотрудника Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ, производитель вагонов для «Невского экспресса»), опубликованного на тверском форуме.
«Дело обстояло так, практически перед самой Тверью, когда машинист стал сбавлять скорость, при въезде на станцию Тверь, произошел необоснованный перегрев букс колпары на одном из вагонов. «Невский» остановился, вагон отцепили прямо на станции, прицепили простой вагон и состав помчался дальше…», – рассказывает работник ТВЗ.
«Нас же вызвали в 23.00 на станцию Тверь и мы сидели там всю ночь, так как запретили разбирать буксовый узел, без представителей РЖД и их слесарей. В итоге они приехали и сами все разбирали и смотрели… Нас же даже не подпустили… А через пару дней обвинили ТВЗ в допущение брака при сборке буксовых узлов))) Просто смешно! Почему? Да только по одной причине, у них в Москве во многих депо работают неквалифицированные представители кавказских и узбекских национальностей… Которые даже не представляют, что такое электропневматика скоростного пассажирского вагона… А уж тем более как разбирать и собирать буксы колпар», – возмущается он.
«Суть в том, что при неправильных условиях разборки, а затем сборки и затяжке букс и крышек, они подвергают людей смертельной опасности!!! Малейшая частичка грязи или пыли, попавшая в буксу, а именно в подшипник колеса, повлечет чрезмерное нагревание и развал подшипника и как следствие аварии… Так что факторов много и любой состав может также подвергаться сходу с путей», – пояснил специалист.
Многие блоггеры подвергли сомнению официальную версию происшествия и пишут, что не верят во взрыв «Невского экспресса».
«И вот как-то не верю я во взрыв. Особенно когда замелькали фразы про 7 кг в тротиловом эквиваленте. 7 кг. и воронка в каких-то полметра, да вырванный кусок рельса сантиметров сорок?», – пишет goddess_freyia wrote.
Другие авторы ЖЖ указывают, ссылаясь на фотографии и телекадры с места трагедии, что «никакой воронки от взрыва, о которой в очередной раз прожужжали все телеканалы, в кадре невозможно было рассмотреть»: «Сравните названное воронкой полуметровое косое повреждение насыпи с зарывшимся в канаву почти под завязку вагоном».
«Пока не будут обнародованы данные по ультразвуковой проверке рельса, его фотографии и заключение о соответствии журнала учета в техническом отделе местного ПЧ и указанного рельса, серия и дата укладки в путь – никаких заключений делать невозможно», – отмечают другие блоггеры.
«Смотрел тут по ю-тубу, дык там отчетливо видна простая расстыковка рельса в самом конце материала. Снято, по-видимому, очевидцем тем злополучным вечером…», – пишет konst.
Блоггер reytar (по его словам, железнодорожник с 10-летним опытом работы, участвовал в ликвидации схода вагонов), проализировав по попавшим в СМИ фотографиям состояние рельса и шпал на месте ЧП, пишет, что никаких следов воздействия на них взрыва на фото не видно. Эксперт не исключил, что причиной аварии могли стать дефект рельса, который впоследствие привел к разрушению двух шпал.
На фото, сделанном в ночь, сразу после аварии, «торцы разрушенных шпал здесь все еще на месте и судя по их положению, версия выброса пути под поездом становится достоверной на 90-95%, а версия теракта трещит по швам окончательно», – пишет блоггер.