Несколько последних лет парады на Красной площади в Москве проводились с массовым участием военной техники, но самой красочной их частью считаются пролёты авиации. Особенно грандиозной была демонстрация авиационной техники в прошлом году, когда в воздухе была представлена практически вся авиационная техника, стоящая на вооружении ВВС России. Всего в парадном строю было более 150 самолётов и вертолётов. По всей вероятности, подобное шоу в следующий раз предстоит увидеть не скоро. Парад, который состоится в Москве 9 мая 2011 года, пройдёт без использования самолётов. В московском небе над Красной площадью не появится даже пилотажная группа «Русские витязи», присутствие которой на параде уже стало традицией. Исключением станут только пять транспортно-боевых вертолётов Ми-8 – единственные участники воздушной части парада. Военные отказываются комментировать, почему военным лётчикам приказано спуститься с неба на землю и пройти в пешем строю по кремлёвской брусчатке. В окружении министра обороны объясняют это вопросами экономии и нежеланием отрывать военных лётчиков от боевой подготовки, однако корреспондент «Нашей Версии» выяснил: бережливость не главный аргумент, который заставляет военных 9 мая оставлять самолёты на аэродромах.
Специалисты отмечают, что при нынешнем состоянии российской авиационной техники и уровне подготовки лётного состава полёты в 2010 году в небе над Москвой такого количества авиационной техники выглядели авантюрой. По официальной версии, пролёт авиации прошёл без инцидентов, однако радиолюбители зафиксировали радиообмен между лётчиками и наземной службой управления полётами, из которого стало известно, что у одного из истребителей Миг-29 сработал датчик, сообщающий о неисправности двигателя. Пилот отключил один двигатель и дотянул до аэродрома на другом. Как указывают эксперты, подобный отказ при полёте в плотном строю мог привести к соприкосновению самолётов и последующей катастрофе.
Ситуация, когда Россия не может обеспечить свой главный праздник десятком исправных самолётов, безусловно, удручает. Ведь теоретически даже сейчас ВВС РФ являются довольно внушительной силой. На вооружении военной авиации стоят примерно 2800 самолётов и вертолётов – это второй по величине военно-воздушный флот мира. Однако эксперты не берутся оценивать, сколько самолётов находится в боеготовом состоянии, а какое количество ржавеет на базах хранения или разукомплектовывается на запчасти.
Кризис российской военной авиации очевиден: главнейшей проблемой ВВС РФ последних десятилетий являлось практически полное прекращение закупок новой техники. В результате даже средний возраст самолётов и вертолётов ВВС переваливает за 20 лет, большинство летательных аппаратов, представленных на прошлом параде, можно без натяжек отнести к категории авиараритетов. К примеру, участники прошлого парада турбовинтовые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95 приняты на вооружение в 1956 году. За время, прошедшее с прекращения массовых поставок, техника физически и морально устарела, выработала свой ресурс. К примеру, истребители четвёртого поколения Су-27 и Миг-29 были достаточно современными для своего времени более 20 лет назад. Но они практически остановились в своём развитии в то время, когда потенциальные противники, к примеру США, не стояли на месте, совершенствовали истребители четвёртого поколения, приняли на вооружение самолёт пятого поколения. Большинство иностранных авиастроителей совершили фактически революцию в насыщении авиации современной авионикой и высокоточными средствами поражения, которые позволили значительно расширить возможности даже старых типов самолётов.
Впрочем, по оценкам экспертов, длительные сроки эксплуатации большинства нынешних российских боевых самолётов сами по себе не являются критичными. Но из-за многолетнего недофинансирования потребностей в ремонте и техобслуживании в 90-е и в начале 2000-х годов они находятся в плачевном состоянии. Начавшиеся с середины 2000-х годов программы модернизации Су-27, Су-25, Су-24, Ми-24 из-за ограниченности выделенных финансовых ресурсов не смогли переломить ситуации в целом по ВВС
Регулярные авиапроисшествия также наглядно сигнализируют о неудовлетворительном состоянии российского военного авиапарка. За последние 15 лет только в авариях и катастрофах, произошедших по боевым и небоевым причинам, ВВС потеряли до 200 самолётов и вертолётов. Показательными стали сразу два крушения истребителей Миг-29 в 2008 году, причина – разрушение в полёте их хвостового оперения. В результате последующих проверок всех состоящих на вооружении самолётов этого типа коррозия в хвостовом оперении была выявлена у более половины самолётов этого типа.
Как рассказал «Нашей Версии» заместитель командира авиабазы 2-го Командования ВВС и ПВО – в составе Центрального военного округа, ещё несколько лет назад во многих истребительных авиаполках летали лишь чуть больше половины истребителей, да и те имели крайне малый оставшийся ресурс двигателей. Почти половина авиаполков были небоеготовы. Не случайно в ходе военной реформы авиаполки расформировываются, оставшиеся преобразуются в авиабазы, куда стягиваются оставшиеся «живые» самолёты. Только путём жёсткого сокращения в боевых частях сегодня удалось добиться приемлемого соотношения исправной и вышедшей из строя техники.
В результате неудовлетворительного технического состояния авиатехники начавшееся с середины 2000-х годов существенное улучшение финансирования боевой подготовки не могло радикально улучшить ситуацию с налётом. Даже при выделении полкам достаточного количества топлива экипажи не достигали необходимой практики. Обычной ситуацией являлось то, что всем экипажам полка приходилось летать лишь на нескольких самолётах. В результате сокращался налёт пилотов. Ситуация усугублялась тем, что имеющие малый опыт лётчики не могли вести лётную подготовку в сложных метеоусловиях. Это дополнительно уменьшало количество дней в году, доступных для подготовки пилотов. Низкий налёт мешал отработке группового боевого применения и сложных его видов, таких как использование управляемого оружия бомбардировщиками и штурмовиками.
Сегодня авиационные части укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта. Результатом этого стало то, что практически полностью исчезли высококвалифицированные лётчики с квалификацией «пилот-снайпер», а большинство пилотов 1-го класса существуют только номинально, не имея реально необходимого налёта часов. Кстати, именно с таким уровнем подготовки допускаются лётчики к пролёту над Красной площадью. Как сообщил в прошлом году главнокомандующий ВВС генерал-полковник Александр Зелин, средний налёт в военно-транспортной авиации далеко не идеальный, около 100 часов, во фронтовой авиации ещё меньше – 80 часов. Для сравнения: данный показатель США составляет 189, Франции – 180, и Румынии –120 часов. Причём ещё несколько лет назад ситуация была в разы хуже. В результате, чтобы провести авиапарад, приходится собирать подготовленных лётчиков и исправную авиационную технику по всей стране. Не случайно в прошлом году в парадном строю было минимум лётчиков из боевых частей, в основном в параде принимали участие пилоты пилотажных групп и инструкторы центров боевого применения авиации
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко пояснил «Нашей Версии», что ситуация в военной авиации достаточно сложная, поскольку на сегодняшний день доля современной техники ВВС России ничтожна и составляет порядка 10%. «Но здесь положение намного лучше, нежели, к примеру, в Военно-морском флоте. Поскольку российский ВПК сегодня способен обеспечить наших военных современной авиацией. Если госпрограмма вооружений, по которой в ближайшие 10 лет в войска должно быть поставлено свыше 1,5 тыс. новых самолётов и вертолётов, будет выполнена, то наши ВВС выйдут на новый качественный уровень», – сделал оптимистический вывод эксперт.
Справка 29 апреля стало известно, что российский ОПК потерял крупнейший рынок сбыта новейших истребителей. Многоцелевой истребитель Миг-35 (модернизированный Миг-29) выбыл из тендера на поставку 126 боевых машин ВВС Индии на общую сумму свыше 10 млрд долларов. Российскую технику, которую эксперты называли фаворитом тендера, обошли более современные, на взгляд индийцев, европейские Eurofighter и Rafale. Впрочем, на протяжении последних нескольких лет Индия регулярно предъявляет претензии к российской авиационной технике, среди главных недостатков – низкая надёжность двигателей и посредственные возможности радиоэлектронного оборудования.