В авиакатастрофе под Петрозаводском погибли пять видных российских специалистов-ядерщиков. Этот факт вынуждает, помимо версии о пресловутом «человеческом факторе», задуматься и о возможной диверсии со стороны иностранных спецслужб.
В ночь с 20 на 21 июня, а точнее, в 23:43 по Москве, недалеко от столицы Карелии произошла крупная авиакатастрофа. При заходе на посадку на аэродром «Бесовец» разбился 30-летний ТУ-134А (бортовой № 65691), летевший из Москвы. Самолет рухнул рядом с перекрестком трассы А133 и дороги в аэропорт. Из 52 человек, находившихся в самолёте, погибли 45. Среди них – дети. Семеро пострадавших до сих пор находятся в больницах в очень тяжёлом состоянии.
Страшные кадры горящего самолёта в Интернете видели тысячи людей. В комментариях под новостью кто-то соболезновал, кто-то язвил и обвинял во всём власти. Но основной версией случившегося всё же стала одна – пресловутый человеческий фактор. По предварительному анализу данных бортовых самописцев видно, что двигатели Ту-134 работали до самого столкновения с землёй, никаких отказов или неисправностей систем самолета не зарегистрировано, о чём и сообщается на сайте Межгосударственного авиационного комитета. Вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил, что авиакатастрофа произошла из-за ошибки пилота и плохих погодных условий.
Также поступила информация о неправильной работе именно в момент посадки ТУ-134 системы освещения взлётно-посадочной полосы. В связи с чем и сформировалась версия о том, что лётчики в условиях плохой видимости попросту перепутали ВПП с трассой и начали снижение ещё за 1000 метров до полосы. Причём со значительным смещением на 200 метров.
В ночь катастрофы под Петрозаводском шел ливневый дождь, к тому же туман скрыл ВПП, и видимость не превышала 300 метров. Аэродром «Бесовец» является аэропортом двойного базирования. Для военной авиации в ту ночь командир военной части запретил вылеты практически за полчаса до трагедии. А для гражданских воздушных судов аэродром закрыт не был.
По некоторым данным, экипаж ТУ-134 впервые сажал самолёт на «Бесовце» и вполне мог обмануться, приняв дорогу за конец ВПП. Но почему командир корабля, всё ж до конца неуверенный в удачной посадке, принял решение сажать самолёт, а не уходить на второй круг, как это происходит в государственной авиации? Многие, даже далёкие от авиации люди, знают, что за любую экономию в компании начисляют премиальные. То же самое происходит и в гражданской авиации. В погоне за экономией падали и будут продолжать падать самолёты. И ещё. За перерасход топлива командиру корабля могут объявить даже несоответствие должности со всеми вытекающими отсюда последствиями. А что такое уход на второй круг либо на запасной аэродром? Отвечаю – перерасход топлива, то есть умышленное увеличение расхода средств компании. Вот и ответ, почему в большинстве случаев в гражданской авиации пилоты принимают одно единственное решение – во что бы то ни стало… И что немаловажно, военному экипажу, согласно руководящим документам, диспетчер может запретить посадку на аэродром, если тот не соответствует необходимым для посадки условиям, учитывая метеоминимум самого командира корабля. А для лётчика гражданских авиалиний один командир и бог – негласная инструкция руководства компании.
В СМИ промелькнула ещё одна версия причины катастрофы – выявленный в крови штурмана алкоголь, равный 0,80 – 1,0 промилле. Хотя, при всём этом, врачи, выпускавшие экипаж, клянутся в том, что в период прохождения медконтроля все члены экипажа были трезвы и здоровы. Оно понятно, кому надо признавать свою несостоятельность и, по сути, преступно-халатное отношение к своим должностным обязанностям. Нет никакой уверенности в том, что именно в полёте лётчик вдруг решил «принять на грудь», хотя и этой версии исключать нельзя. Всякое происходит. В воздухе пока ещё не тормозят за управление воздушным судном в нетрезвом виде. Разговевшийся от алкоголя штурман со своим непререкаемым авторитетом вполне мог ввести в заблуждение командира. Тем более что, повторюсь, была кромешная тьма и туман. Этакое стечение обстоятельств.
Другая версия ещё более мистична и загадочна. Некая израильская газета «Haaretz» сразу после крушения ТУ-134 предложила принять к рассмотрению версию иранского «заговора». Редакция утверждает, что он мог быть направлен против российских специалистов-ядерщиков, которые осуществляли помощь Ирану в развитии атомной программы. Именно эти пятеро ученых из руководства опытно-конструкторских бюро, входящих в состав госконцерна «Росатом», и оказались среди погибших пассажиров. Перечислим их имена и должности: директор и генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс» С. Рыжов, его заместитель Г. Банюк, начальник управления «Атомэнергомаш»а В. Лялин, главный конструктор Н. Трунов, а также главный технолог ОКБ машиностроения имени Африкантова А.Трофимов. Так что же это? Очередная каверза судьбы, износ техники, халатность или всё-таки тщательно спланированная диверсионная операция? Именно к последнему склоняется израильское издание «Haaretz». Но кто в таком случае заказчик и исполнитель?
Тут не мешало бы вспомнить о том, что израильское правительство давно высказывалось против ядерных разработок иранской стороны и эта позиция не находила поддержки у России (сотрудничество хотя и в ограниченных рамках продолжалось). Ввиду сказанного, если уж рассматривать самые смелые версии, нельзя исключить, что к авиакатастрофе могли приложить руку израильские частные военные компании, а публикация в «Haaretz» – это сигнал для тех, кто и впредь осмелится проявлять непослушание. Впрочем, истины, мы никогда не узнаем, потому что разборки спецслужб, в которых гибнут не только специалисты, но и мирные люди, в том числе и дети, никогда не становятся достоянием гласности. Да и банального бардака в нашей авиации хватает, может и в самом деле виновата всего лишь халатность, убившая 57 человек.
Кстати, интересная информация к размышлению. Как сообщает РИА Новости, ссылаясь на агентство Ассошиэйтед Пресс, заочно приговорённый в России к пожизненному заключению бизнесмен Леонид Невзлин ( от автора – один из акционеров группы «МЕНАТЕП» и совладелец нефтяной компании «ЮКОС», ранее также занимал пост вице-президента компании; являлся президентом Российского еврейского конгресса (РЕК) и ректором Российского государственного гуманитарного университета) приобрел 20% акций газеты «Haaretz» – старейшего печатного издания Израиля. По данным агентства, сумма сделки составляет 140 миллионов шекелей. Это, примерно, 41 миллион долларов. У семьи Шокен – владельцев издания – осталось 60% акций, и 20% принадлежат немецкой издательской кампании DuMont Schauberg. Встаёт вполне законный вопрос: для кого работает и под кого подстраивается данное издание, имея в своём «арсенале» такое количество хозяев?
Для сведения: прокуратура предъявила Л. Невзлину обвинение по статье 198 (уклонение от уплаты налогов физическим лицом) и 160 Уголовного Кодекса России (присвоение или растрата чужого имущества). Позже Генеральная прокуратура заочно предъявила Невзлину обвинения в причастности к организации заказных убийств и покушений на убийства по 11 преступным эпизодам. Уже в августе 2008 года Московский горсуд заочно приговорил бизнесмена к пожизненному заключению, а Верховный суд РФ одобрил решение Мосгорсуда о пожизненном заключении для бывшего акционера ЮКОСа.
Вот такая история с несчастливым концом.