Авиакомпании понесут до $1 млрд убытков

aviakompanii-ponesut-do-1-mlrd-ubytkov

В Европе случился не только экологический, но и экономический коллапс — по крайней мере для компаний, занимающихся авиаперевозками. Тысячи отмененных рейсов и тысячи стоящих на земле самолетов — такого в истории еще не было. Полностью оценить ущерб от извержения пока невозможно, тем более что оно еще не закончилось. Но акции авиаперевозчиков уже падают, а убытки исчисляются сотнями миллионов долларов. Чистого неба над Европой не будет, скорее всего, и все выходные. А потому потери авиакомпаний вырастут еще более чем вдвое.

Акции авиакомпаний начали снижаться вчера — на 0,3–0,9% упали котировки крупнейших перевозчиков, включая американских и азиатских. Сегодня падение продолжается, причем даже более быстрыми темпами. Акции British Airways и Lufthansa в начале утренних торгов снизились примерно на 1%. В целом эти компании потеряли каждая больше $80 млн капитализации. Котировки Korean Air Lines на местном фондовом рынке, где торги на сегодня уже закончились, снизились на 1,75% — это означает потерю больше $60 млн.

Капитализация Ryanair снижалась на 2% вчера и сегодня, то есть она сократилась более чем на $100 млн, а акции «Аэрофлота» сегодня с открытия торгов снизились на 0,4% из-за данных об отмене и европейских, и некоторых внутренних рейсов — теперь главный авиаперевозчик России стоит на $10 млн меньше.

Наверняка на этом падение котировок не остановится. Облако пепла продолжает распространяться — судя по всему, летная погода в Северной и Западной Европе не наступит и в выходные. Потери, которые несут компании, огромны. Ведь им придется компенсировать потери всех, кто не попал на свой рейс: Еврокомиссия уже заявила, что все убытки авиакомпании должны возместить. Пока сколько-нибудь точных подсчетов нет, но прикинуть убытки можно, основываясь на менее масштабных происшествиях, которые случались прежде.

К примеру, 22 февраля авиакомпания Lufthansa из-за забастовки отменила 800 рейсов, потеряв $48 млн. С 20 по 22 марта бастовали бортпроводники British Airways. Компания частично заменила бортпроводников другими служащими, наняла дополнительных работников и даже самолеты с экипажем у низкобюджетных авиакомпаний. В результате компании удалось выполнить 60% запланированных рейсов. Но и в этом случае авиакомпания теряла больше $10 млн в день. Убыток тогда оценили примерно в $65 млн. А прежде в случае полного прекращения полетов из-за метеорологических условий или забастовок British Airways теряла от $20 млн до $30 млн в день. Одна только эта компания, которая страдает сейчас от закрытия Хитроу, таким образом, может потерять более $100 млн. В целом же потери всех авиакомпаний составят сотни миллионов долларов, по подсчетам Eurocontrol. Оценка Центра авиации Азиатско-Тихоокеанского региона еще суровее: инцидент затронет около 6 млн пассажиров, а авиакомпании потеряют до $1 млрд. И это без учета потерь капитализации компаний.