Бардак на воде: итоги проверки Генпрокуратуры

bardak-na-vode-itogi-proverki-genprokuratury

Генпрокуратура представила президенту и премьер-министру итоги проверок российского водного транспорта. Выяснилось, что безопасностью пассажиров судовладельцы часто пренебрегают. Нарушений множество, а чиновники закрывают на них глаза.

Масштабную проверку начали после крушения теплохода “Булгария”. Позже ее критическую необходимость подтвердила и авария на Москве-реке.

Выявлены вопиющие нарушения законодательства, а также слабый контроль над его исполнением со стороны ответственных органов. Нарушения в процессе водных пассажирских перевозок происходят сплошь и рядом – от отсутствия необходимых документов до элементарных неисправностей и халатного отношения к спасательному оборудованию.

О ситуации уже доложили президенту и председателю правительства. Формулировка, которую использует Генпрокуратура, – “обстановка на внутренних водных путях остается сложной”.

Например, перегрузом не брезгуют почти все суда. Да и зачем, если учет тоже уже перешел в статус необязательного? А если приплюсовать к этому еще и возраст теплоходов…

Документ с итогами проверки размещен на официальном сайте Генпрокуратуры. Здесь всего-то одна страница. Зато какая! Только лишь поверхностное исследование показало, что парк серьезно устарел. Более половины всех судов из тех, что перевозят пассажиров в России, старше 30 лет.

Обнаружили и двигатели, которые не соответствуют судовым документам, и совсем уж “чужеродное” оборудование. Так, в Санкт-Петербурге, Татарстане, Чувашии и Нижегородской области при перевозке пассажиров использовали навигационные приборы с нелегальным программным обеспечением. Судовладельцы не смогли объяснить, при чем тут они.

На Дальнем Востоке – другая история. По данным Генпрокуратуры, местные перевозчики пренебрегают спасательными средствами. Там выявили факт угрозы для жизни детей во время плавания. В рейс вышло судно, на борту которого было 94 ребенка из детского дома. Однако детских жилетов насчитали в семь раз меньше – лишь 13 штук!

Водный транспорт прогнил почти полностью, признают эксперты отрасли. Рыба, как известно, гниет с головы. Применительно к водному транспорту головой назвать можно контролирующие организации. Прокурорская проверка выявила отсутствие должного государственного контроля. Речной регистр выдает свидетельства о годности судам, которые этого не заслуживают. Если надо, может даже незаконно продлить сроки действия свидетельств. Или вовсе перенести ежегодное переосвидетельствование “на потом”.

Вопросы вызвала и деятельность территориальных органов Ространснадзора. Ее также признали не отвечающей требованиям. По всем подобным фактам ведется проверка. Суда признаны непригодными. А ранее выданные “левые” свидетельства аннулированы.

Начиная с 90-х годов, новые суда в России не строились. Цифры, которые несколько расходятся с нынешними данными прокуратуры, ранее публиковали аналитики “Форбс”. Они весьма любопытны. Почти 60% речного флота России – суда старше 40 лет, такие как “Булгария”. Треть – “середнячки”, им около 30 лет от роду. Менее 10% – 20 и 30 лет. И всего 2% – младше 20 лет со дня производства. Причем это, в основном, небольшие прогулочные суда.

На большинстве плавсредств отсутствует, например, кондиционирование. Это подтвердила проверка на Амуре. Кроме того, практически не производится капитальный ремонт. В законодательстве не установлены его обязательные сроки. И судовладельцы успешно пользуются пробелами.

По итогам проверки Генпрокуратуры к дисциплинарной и административной ответственности привлекли более 800 человек. Возбуждено шесть уголовных дел. Решается вопрос о еще нескольких. В органы предварительного расследования направлено несколько десятков материалов. В основном это факты злоупотребления полномочиями, служебный подлог и оказание услуг, не соответствующих нормам безопасности.

А в деле о крушении “Булгарии”, которое заставило пристальней присмотреться к морскому и речному флоту, ждут появления новых фигурантов. Следствие хочет привлечь к уголовной ответственности трех должностных лиц Госморречнадзора.