На прошлой неделе правительство Швеции объявило о решении финансировать разработку нового поколения истребителей Jas 39 Gripen, получивших условное наименование SuperJas. Военные эксперты страны полагают, что с помощью боевых машин власти рассчитывают поскорее присоединиться к НАТО. Вместе с тем они утверждают, что у армии нет средств ни на закупку, ни на эксплуатацию этих самолетов.
Истребители Jas Gripen будут готовы к 2023 году и прослужат примерно 20 лет, заявил премьер-министр страны Фредрик Райнфельдт. Швеция закупит у производителя – концерна Saab – от 40 до 60 машин. Еще 22 самолета приобретет Швейцария, с которой Стокгольм заключил соглашение о стратегическом партнерстве по разработке и производству «самых современных истребителей в мире».
Стоимость проекта составит порядка 50 млрд. крон (около 6 млрд. евро) и будет самой крупной оборонной тратой Швеции за последние годы. Хотя глава правительства уверяет, что от реализации идеи выиграют все (и вооруженные силы, и налогоплательщики, и шведская наука, и промышленность), это решение уже названо многими экспертами катастрофичным. «Утверждение о том, что мы можем позволить себе закупить 40–60 самолетов без ущерба для обороны страны, – откровенная ложь», – заявил на страницах газеты Svenska Dagbladet военный комментатор газеты полковник в отставке Бу Пеллнэс. По его словам, в условиях постоянного сокращения ассигнований на вооруженные силы приобретение «золотых истребителей» добьет армию страны. «Jas Gripen уничтожит шведскую оборону», – вторит ему спикер парламентской Экологической партии по оборонным вопросам Петер Родберг. Критики правительства ссылаются на недавнее исследование Шведской военной академии «Можем ли мы себя защитить», согласно которому страна способна отразить лишь ограниченное вторжение вероятного противника.
Ряд аналитиков считают, что реализация проекта SuperJas задумана правящей коалицией консервативных партий для осуществления давней мечты правых – втягивания нейтральной Швеции в НАТО. Эта цель, в частности, указана в программе Умеренной коалиционной партии, возглавляющей правящий альянс. «У нас появится превосходный истребитель, который сможет выполнять миссии за пределами страны, но не останется эффективной системы ПВО, сухопутных сил, способных защитить аэродромы. Отсюда следует неизбежный вывод: мы будем вынуждены стать членом НАТО», – пишет Svenska Dagbladet.
SuperJas добавил актуальности дебатам о том, может ли страна с девятимиллионным населением позволить себе самостоятельно разрабатывать и производить современные боевые самолеты. По оценке ряда экспертов, Швеция без ущерба для национальной экономики способна справиться с проектом, подобным SuperJas, лишь в том случае, если по меньшей мере 50% самолетов удастся продать за рубеж. Опыт предшественника «истребителя будущего» показал, что на это вряд ли стоит рассчитывать.
Предыдущий проект истребителя начинался в иную стратегическую эпоху. Нейтральная Швеция в 1980-е годы балансировала между двумя военными блоками – НАТО и Варшавским договором – и потому делала ставку на оборонную самодостаточность, частью которой было существование собственного развитого ВПК. Сильная истребительная авиация, предназначенная для защиты территории страны, являлась одним из столпов шведской военной доктрины. Самолеты были отечественного производства – передовую зарубежную технику нейтральному государству никто не продавал. В 1991 году наступила новая реальность. «Холодная война» закончилась, вооруженные силы Швеции стали «сдуваться»: ликвидировались целые бригады и подразделения военно-морских сил. «Неприкасаемым» оставался лишь проект Jas. Его защитники уверяли, что в разработку самолета уже вложены такие деньги, что неразумно было бы останавливаться на полпути. «У Jas хорошие экспортные возможности», – уверяло руководство Saab, предполагая, что концерну удастся продать за рубеж минимум 200 машин. Реальность разрушила оптимистические калькуляции Saab. Собственные военно-воздушные силы Швеции смогли «переварить» лишь 100 самолетов, но даже это количество оказалось невостребованным. Шесть десятков машин так и остались ржаветь в ангарах, поскольку бюджетных ассигнований постсоветского времени не хватало на их эксплуатацию. Экспорт также не задался. Чили, Финляндия, Польша, Румыния, Австрия и Норвегия, рассматривавшиеся в Швеции как вероятные покупатели Jas, выбрали истребители других производителей. На сегодняшний день удалось передать в лизинг на десять лет по 14 самолетов Чехии и Венгрии, продать 12 машин Таиланду и 24 – ЮАР.