В ближайшее время в Государственную Думу будет внесен законопроект, который объявляет фактически вне закона так называемые службы безопасности, которые есть практически в любой крупной компании и банке. Под ликвидацию попадет, в том числе и охрана таких гигантов, как «Газпром»
Закон произведет среди представителей почти миллионной армии частных охранников и детективов эффект разорвавшейся бомбы. Речь идет о поправках в целый ряд действующих законов, в том числе в Уголовный кодекс. Все они направлены на ужесточение контроля за рынком негосударственных услуг безопасности.
Но главная сенсация даже не в этом. Документ объявляет фактически вне закона так называемые службы безопасности, которые есть практически в любой крупной компании и банке. Под ликвидацию попадет в том числе и охрана таких супергигантов, как “Газпром” или “Транснефть”, которая совсем недавно получила от законодателей преференции по использованию и применению оружия. Всем им теперь придется искать себе новых защитников в лице вневедомственной охраны или ЧОПов.
Один из главных разработчиков законопроекта – МВД. Причем работа над ним велась втайне. Среди секьюрити давно ходили слухи, что ведомство Рашида Нургалиева собирается провести зачистку ЧОПов и служб безопасности.
Но всякий раз, как только эти разговоры достигали апогея, руководство лицензионно-разрешительного управления МВД их опровергало, жалея, судя по всему, нервы частных охранников. При этом представители негосударственных структур безопасности неоднократно выходили с инициативами по совершенствованию безнадежно устаревшего охранного законодательства. За исключением очень редких случаев они не находили поддержки на Житной.
Справедливости ради надо отметить, что правовой статус служб безопасности и впрямь был не слишком понятным. К тому же “карманные силовые структуры” в некоторых случаях занимались, мягко говоря, несвойственными функциями. Известны прецеденты, когда они, как заправские шпионские организации, следили за конкурентами, собирали на них компромат и даже организовывали скрытое противодействие правоохранительным структурам. Впрочем, аналогичные претензии можно предъявить и самой милиции, где с незавидной частотой отлавливают оборотней в погонах.
С другой стороны, свои службы безопасности давали возможность руководству компаний полностью контролировать их деятельность. К своей службе и доверия больше, чем к привлеченному со стороны ЧОПу.
Законопроект решает эту проблему самым что ни на есть радикальным способом. Он попросту исключает из действующего Закона “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” такое понятие, как “служба безопасности”, что автоматически ставит вне закона более 3900 таких структур.
Но это лишь один из сюрпризов, подготовленных ведомством Рашида Нургалиева частной охране. В свое время милицейское ведомство пыталось забрать у ЧОПов их основное нарезное оружие – пистолеты ИЖ-71. Это спровоцировало волну протестов среди секьюрити. Тогда МВД отступило, но, как оказалось, лишь для того, чтобы сделать еще более решительный шаг вперед. В проекте прописана норма, которая вообще лишает частные охранные организации права на покупку служебного оружия. Теперь ЧОПы смогут его получать лишь “во временное пользование”. Те, кто уже приобрел “стволы” – а это 83 тысячи единиц короткоствольного оружия, – вынуждены будут их либо продать (правда, непонятно кому), либо добровольно сдать милиции, чтобы потом у нее свое же оружие арендовать.
Еще ряд нововведений ужесточает требования к частным охранным организациям. Прежде всего предлагается многократно повысить уставный капитал ЧОПов до 30 тысяч МРОТ. На сегодняшний день – это 3 миллиона рублей. Причем половина суммы должна быть внесена “живыми” деньгами. Если эта поправка в закон пройдет, то львиная доля ЧОПов вымрет, как мамонты в ледниковый период. Поскольку это в большинстве своем малые и средние предприятия.
С одной стороны, это вроде бы неплохо. Мелкие охранные структуры нередко ведут полуподпольный образ жизни. Они не платят налоги, демпингуют, берутся за любую, в том числе откровенно грязную работу. В то же время далеко не каждый учредитель ЧОПа способен выложить из кармана такую сумму, особенно в небогатых регионах. Привлечь инвестора со стороны также не получится, поскольку законопроект запрещает это.
Учредителями ЧОПа смогут быть только те, кто непосредственно занимается охранной деятельностью. При этом руководители должны иметь обязательное юридическое образование. Так что бывшим военным отставникам, занявшимся на пенсии охранным бизнесом, придется садиться за парту со студентами юрфаков. А охранникам раз в пять лет проходить обязательную переподготовку в специальных учебных заведениях. Кроме того, все они, как, впрочем, и частные детективы, обязаны будут проходить дактилоскопическую регистрацию в милиции.
Руководство лицензионно-разрешительного управления МВД неоднократно сетовало на то, что некоторые ЧОПы создаются исключительно с одной целью – легально вооружить пистолетами богатеньких коммерсантов. Предлагаемые поправки в закон решают и эту проблему. Они исключают ситуации, когда хозяин или работник компании, заключившей договор с охранной структурой, одновременно числился в ней секьюрити.
А чтобы ЧОПы не участвовали в рейдерских захватах и корпоративных войнах, документ разрешает им заключать договора на охрану тех объектов, которые оказались в эпицентре гражданско-правовых конфликтов, лишь после согласования с милицией.
Новый законопроект также предлагает ужесточить уголовную ответственность частных охранников и детективов за нарушения закона. Так за нарушение неприкосновенности частной жизни по этому законопроекту можно будет получить до двух лет лишения свободы. За незаконную прослушку – сесть на четыре года.
Очевидно, что очередное завинчивание гаек со стороны милиции спровоцирует крупный скандал. Многочисленные представители негосударственных служб безопасности вряд ли без боя сдадутся. Тем более что и сегодня они серьезно ущемлены в правах по сравнению со своими зарубежными коллегами