Эксперты, комментируя действия следователей и железнодорожных специалистов на месте крушения «Невского экспресса», настаивают на версии о техногенной природе трагедии.
Президент Института национальной стратегии Станислав Белковский утверждает, что высока вероятность того, что это была техногенная авария, связанная с критическим износом железнодорожного полотна и нарушением правил эксплуатации, «в частности, связанной с тем, что новые скоростные поезда пускаются по старым рельсам без модернизации железной дороги как таковой».
«Ясно, что оглашение версии о техногенной катастрофе крайне не выгодно ни ОАО РЖД, ни следствию. Формирование в обществе представления, что даже такой святой участок, как железнодорожная трасса Москва-Петербург, по которой регулярно ездит огромное количество представителей правящей бюрократической и бизнес-элиты, может посеять панику и вызвать большие сомнения в нынешнем состоянии российской инфраструктуры», – приводит Infox версию Белковского.
Именно поэтому, по его мнению, была так поспешно объявлена версия о теракте: «Именно поэтому сразу нашлись какие-то несуществующие националистические группировки, взявшие на себя ответственность, именно поэтому откуда ни возьмись на месте теракта обнаружено второе взрывное устройство, которое сначала никто не заметил. У меня нет информации, которая подтверждала бы, что это техногенная катастрофа, но целый ряд косвенных признаков указывает именно на нее».
Слова Белковского подтверждают и технические специалисты, не понаслышке знакомые с особенностью функционирования железной дороги. «Новый Регион» ранее приводил высказывание руководителя независимого Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) Евгения Куликова: «Я сам бывший машинист. Если удар был по локомотиву, то все должно начаться с локомотива. Если бы локомотив зарылся носом в путь, в землю, тогда – да, за ним стали бы собираться «в гармошку» задние вагоны. Но локомотив-то не зарылся, он прошел. Почему последние вагоны «соскочили» и оказались в таком состоянии? Если это был теракт, то почему проехали первые вагоны и только тогда сработало взрывное устройство?», – недоумевает Куликов.
В связи с этим он не исключил, что причиной аварии могла стать «неисправность пути и проблемы с самим поездом».
По словам железнодорожников, за последние пять лет затраты на поддержание в исправности подвижного состава официально снизились в два раза. Повлиял на экономию и пресловутый финансовый кризис – сократились расходы на смазывание подвижного состава. Ремонтом и проверкой путей занимаются гастарбайтеры или просто неквалифицированные рабочие.