Что пытались взорвать под Питером?

chto-pytalis-vzorvat-pod-piterom

Конкретных пассажиров? Стабильность в стране? Будущие выборы?

В Россию пришла рельсовая война. Вечером в понедельник в Новгородской области на Октябрьской железной дороге, одной из самых благополучных и перспективных в стране, неизвестные подорвали бомбу под скоростным “Невским экспрессом”. Состав сошел с рельсов, несколько вагонов опрокинулись. Бомба была заложена перед мостом через реку, и, по замыслу злоумышленников, вагоны должны были рухнуть с моста. Но состав проскочил, и то, что обошлось без жертв, – чудо. Теперь правоохранительным органам предстоит выяснить, кто же эти люди, готовые развязать партизанскую войну в новгородских лесах.

Я успел подумать о взрыве, а потом потерял сознание

Крушение “Невского экспресса” (поезд № 166) произошло в 21:38 по московскому времени. Пассажирам этого скоростного состава до Питера оставалось ехать час с небольшим. Кто-то дремал, кто-то смотрел в окно… Скорость подбиралась к 180 километрам в час, поля и перелески мелькали с головокружительной быстротой. Но у моста через речку Бурга — между одноименной станцией и платформой Красненка — путешествие неожиданно закончилось.

Как вспоминают пассажиры, вагоны начали словно провисать. Позже проводники признались, что в этот момент мысленно попрощались с жизнью. Электровоз и вагоны поезда на огромной скорости сошли с рельсов и вспахали насыпь. 3 вагона сначала накренились, а потом и вовсе завалились на правый борт.

— Я ехал в вагоне-ресторане, — рассказал “Известиям” пассажир Константин Елькин. Ему 32 года, он юрисконсульт, и в понедельник вечером возвращался из командировки в столицу. Теперь он лежит в Мариинской больнице. — Потом оказалось, что этот вагон самый поврежденный. Я помню, что услышал хлопок. Нет, скорее, щелчок какой-то.

— Я подумал, что под нами хрустнула колесная пара, — продолжает Константин Елькин, — я знаю, что в этом случае ничего страшного случиться не должно, поэтому не испугался. А секунд, наверное, через 10 вагон качнулся вбок, потом в другую сторону, потом все кругом стало валиться. И тут я почувствовал запах пороха. Его я ни с чем не спутаю, это точно был порох. Я успел подумать о взрыве, а потом потерял сознание.

Когда скрип-лязг затих, люди начали выбираться из вагонов. Проводники, многие из которых были ранены, помогали пассажирам. Они с тревогой ждали, что кто-то найдет погибших, но их не было — да, кровь, ссадины, ушибы, но… “Это чудо”, — говорили позже пассажиры.

— Когда очнулся, запаха пороха уже не было, — вспоминает Константин Елькин. — Вагон лежал на боку, а я оказался в самом низу. Подо мной были окна, которые стали полом. Одно из них я, когда падал, пробил головой. Я понял, что все, кто был в вагоне-ресторане, а всего там было человек 10, лежат как бы слоями. Кто сидел слева, как я, оказались внизу. Над нами были обломки мебели, какие-то деревяшки. Потом снова люди и снова куски мебели. Официанты, кто был в зале, оказались посередине. Рядом со мной женщина кричала, просила помочь ей вылезти, у нее нога застряла между какими-то деревяшками. Я тоже крикнул, попросил помочь. А на самом верху были повара. Они первыми поняли, что надо вылезать через те окна, которые стали потолком, и попытались разбить их. Оказалось, что это не так-то просто. Они накрыли нас одеялами и стали колотить по окну столом. Но окно не разбивалось. А рядом со мной торчала какая-то железная палка, я смог передать ее наверх, и ею разбили окно. Кто не был накрыт одеялом, на тех летели осколки. Потом кто-то из проводников помог вылезти мне и еще одному человеку, и все вместе мы стали вытаскивать женщину, которая кричала. Потом разобрали, как могли, завалы и помогли остальным выкарабкаться. И стали вылезать в окно. Одни мужчины выпрыгнули и уже снаружи принимали женщин, которых мы поднимали к окнам. Я долго рассказываю, а вся эвакуация у нас заняла минут пять, не больше. Проводники были — просто “the best”! Как будто они всю жизнь только и учились на спасателей! Да и другие люди. То ли мы все фильмов насмотрелись про катастрофы…

Таксисты предлагали помощь… За 400 рублей

— Звонок поступил в 10 вечера, — рассказали “Известиям” в РОВД Малой Вишеры, расположенной неподалеку, — мы подняли все отделение и отправили 35 человек. Было уже довольно темно, у поезда было очень много людей. Мы подошли к толпе и увидели, что несколько вагонов лежат на боку. Люди помогали друг другу выбираться. Мы тоже бросились помогать. Кто-то пытался успокоить паникующих.

— Когда выбрался наружу, я увидел только вагонов пять или шесть, которые были в середине, — продолжает Константин Елькин, — локомотив с другими вагонами отцепился и уехал куда-то дальше, а “хвост” оторвался и остался сзади. Эти вагоны совсем не пострадали. А из наших пяти сильнее всех пострадал как раз ресторан, он вообще перевернулся. Еще один вагон развернуло, и один накренился градусов на 45. Остальные просто сошли с рельсов. Еще я увидел вокруг очень много людей, мне показалось — прямо тысяча. Потом я узнал, что в поезде всего ехало человек 200 с чем-то. Ко мне бежал мужик, с которым мы вместе ехали во втором вагоне. Он сам не пострадал, а меня узнал по рубашке. Правда, она у меня была вся в крови. И он бежал ко мне и нес мой портфель, который я оставил, когда пошел в ресторан. Вот еще хочу о проводниках сказать. Когда все выбрались, они полезли обратно в вагоны — смотреть, не осталось ли кого под завалами. И они это так хорошо делали, что даже нашли мой паспорт! Представляете, он выпал у меня из кармана, когда я был вверх ногами, а они нашли и мне отдали! Потом появился машинист, и он был первым, кто сказал нам: идти по путям метров 30 назад, к мосту, и по насыпи спускаться к шоссе. И мы с несколькими пассажирами пошли очень организованно, потом спускались с насыпи цепочкой, взявшись за руки. Проводники шли с нами и подсказывали, что и как делать. Так что никто даже не поцарапался. Ну вот, а на трассе нас уже ждали машины “скорой помощи”. Еще там стояло несколько машин такси. Я подошел к одной, попросил довезти до больницы. Таксист мне сказал: 400 рублей. Ну, заплатил я ему эти 400 рублей. За 20 минут езды…

В общей сложности пострадали 60 человек, из них двадцати помощь была оказана на месте, а еще пять человек были госпитализированы.

Подрывники рассчитывали на десятки жертв

Причины крушения стали известны довольно быстро. Примерно в 30 метрах от моста под полотном быстро нашли воронку, над которой из рельса был вырван целый кусок. Позже эксперты однозначно заявили, что рельс подорвали самодельным взрывным устройством. Его мощность оценивается в 2 килограмма в тротиловом эквиваленте. От заряда под насыпь тянулись провода — по всей видимости, подрывники замкнули цепь взрывателя вручную и наблюдали за уходящим под откос поездом.

Место закладки бомбы говорит о том, что злоумышленники рассчитывали на большое количество жертв. Подорвав поезд перед мостом, они надеялись, что состав рухнет в реку. Возможно, так бы и было, если бы взрыв произошел перед локомотивом. Но, по свидетельству машинистов, хлопок прозвучал под второй секцией локомотива — возможно, подрывники просто опоздали на долю секунды.

По инструкции машинист Алексей Федотов должен был применить экстренное торможение. Но в данной ситуации он снижать скорость не стал, а протащил весь состав через мост. Именно это спасло десятки жизней.

Вчера весь день на месте работали эксперты — они по крупицам собирали следы взрывчатки и другие вещественные доказательства. О том, что это была за бомба, можно будет говорить только после тщательной экспертизы.

Тема взрыва обсуждалась на вчерашнем заседании Национального антитеррористического комитета. Директор ФСБ Николай Патрушев констатировал, что угроза экстремизма и терроризма в России не устранена. Позже стало известно, что Владимир Путин поручил Николаю Патрушеву постоянно информировать его о ходе расследования этого теракта.

Во вторник к вечеру со слов местных жителей был составлен фоторобот подозреваемого. А зам генпрокурора Александр Бастрыкин заявил, что информация о возможных подозреваемых у следствия уже есть, однако отказался оглашать ее.

Что такое “Невский экспресс”

Фирменный скоростной поезд “Невский экспресс” начал курсировать между двумя столицами в 2001 году. Вагоны экстра-класса были построены на Тверском вагоностроительном заводе. Всего “Российскими железными дорогами” было куплено 2 состава по 15 вагонов. Стоимость каждого вагона 22 миллиона рублей. Ежедневно в 18.30 составы отправляются навстречу друг другу из Москвы и Санкт-Петербурга. Прибывал “Невский экспресс” на конечную станцию в 23.00. Конструктивная скорость состава была 180 км/ч. На государственных испытаниях экспресс выдал 220 км/ч. В среднем он шел со скоростью 160 км/ч и не останавливался в пути.

Билеты на “Невский экспресс” недешевы. От 2100 рублей во второй класс. В купе первого класса билеты доходят до 5000 рублей в зависимости от сезона. Экспрессом пользуются бизнесмены и иностранные туристы. Во втором классе пассажиры сидят по шесть в одном купе с двумя телевизорами. Первый класс удивлял роскошью. Здесь в купе на мягких креслах среди зеркал сидели четыре пассажира. Обычно туристические компании заказывают места с обслуживанием. Это значит, что прямо в купе накрывался стол и официанты из ресторана носят закуски пассажирам. В меню в обязательном порядке — черная икра. Двери между вагонами для удобства открывались автоматически. В составе помещалось 536 пассажиров. Но в этот раз был продан всего 231 билет. Поэтому к локомотиву прицепили всего 12 вагонов. Пассажиров обслуживали 20 проводников. Можно сказать, что поезд ехал полупустым. “Невский экспресс”, как и все российские пассажирские поезда, был оборудован автоматической сцепкой, что не позволило составу рассыпаться веером. А то перевернутых вагонов могло бы быть больше.

РЖД задействовало маршруты-дублеры

В результате аварии было повреждено 800 метров железнодорожного пути. Как сообщили в пресс-службе Октябрьской железной дороги, уже через несколько часов ремонтные команды приступили к ликвидации последствий и в первую очередь убрали с железнодорожного полотна три перевернувшихся вагона. После аварии движение поездов по этой ветке некоторое время было парализовано. Октябрьская железная дорога сразу объявила, что не намерена отменять пассажирские поезда, и пустила их в обход аварийного участка по маршрутам-дублерам. Поезда, следующие из Санкт-Петербурга в Москву, теперь идут окружным путем через станции Чудово, Новгород, Дно, Бологое и Ржев. Пассажирские составы из Москвы в Санкт-Петербург следуют по маршруту Ярославль — Вологда — Череповец — Волховстрой. Поезда, следующие из Санкт-Петербурга в южных направлениях, проходят через Кошту и Александров. По предварительным данным, все составы в пути будут находиться дополнительно от 6 до 8 часов. Скорректированная схема движения будет действовать до завершения ремонтно-восстановительных работ на аварийном участке, отметили в пресс-службе Октябрьской железной дороги.

Список пострадавших в “Невском экспрессе”Составлен по данным МЧС России

1. Дубошин Дмитрий Владимирович,1981, Раменское (ушиб правого плеча, множественные ссадины лица, носа, лба)

2. Филиппов Максим Сергеевич, 1970, Москва (перелом левой ключицы)

3. Елькин Константин Анатольевич, 1975,
С.-Петербург (ушибленная рана лобно-теменной области слева)

4. Вуйма Юрий Игоревич, 1973, Колпино (биопсированные раны правой голени, правой кисти)

5. Репников Владислав Владиславович, 1960, С.-Петербург (рваная рана шеи)

6. Матюнина Людмила Романовна, 1950, Москва (резаные раны левого плеча, ушиб поясничной области, ушиб левого плеча)

7. Матюнин Николай Александрович, 1942, Москва (ушиб и гематома левого бедра, ушиб поясничной области)

8. Еркулов Анатолий Станиславович, 1971, С.-Петербург (ушиб и гематома поясничной области)

9. Курашева Ирина Петровна, 1970, С.-Петербург (перелом остистого отростка С7 позвонка со смещением отломка, по состоянию на 8.00, доставлена в больницу ОАО “РЖД” по адресу пр-т Мечникова, д. 27)

10. Пачина Елена Станиславовна, 1970, Москва (черепно-мозговая травма, подкожная гематома, ушибленная рана затылочной области)

11. Пачина Алина Александровна, 1993, Москва (гематома затылочной области)

12. Алексеев Леонид Валерьевич, 1972, С.-Петербург (ушиб грудного отдела позвонка)

13. Лебедев Андрей Валентинович, 1968, С.-Петербург (ушибленная рана нижней губы)

14. Тишин Константин Петрович, 1931, Москва (ушиб грудной клетки слева)

15. Пантелеева Лариса Александровна, 1978, С.-Петербург (поверхностные резаные раны лба, левой кисти, левого коленного сустава, по данным на 8.00, госпитализирована в больницу ОАО “РЖД”)

16. Мормышев Сергей Валерьевич, 1967, С.-Петербург (ушиб верхнего грудного отдела позвонка)

17. Самарина Антонина Алексеевна, 1936, Москва (ушиб левого бедра, ушиб левого плечевого сустава)

18. Кузнецова Анастасия Алексеевна, 1983, Москва (скальпированные раны нижних конечностей)

19. Махаммад Абдул Рауф, 1970, Уфа (ушиб грудной клетки справа)

20. Банитюг Ольга Викторовна, 1978, п. Тельмана (тупая травма живота, по данным на 8.00, находится в больнице города Малая Вишера)

21. Давыдов Эдуард Владимирович, 1967, Шлиссельбург Ленинградской области (повреждение ключично-акромиального сочленения слева)

22. Шедько Олег Иванович, 1966, Москва (ушиб мягких тканей правого предплечья и левого плеча)

23. Рожков Сергей Евгеньевич, 1966, Москва (тупая травма грудной клетки)

24. Рохлина Ольга Владимировна, 1974, Самара (ушиб правого бедра, ссадина левого предплечья)

25. Смирнова Екатерина Николаевна, 1987, С.-Петербург (перелом правого бедра со смещением, доставлена в больницу ОАО “РЖД”)

26. Романов Владимир Авдеевич, 1941 (диагноз уточняется, доставлен в больницу ОАО “РЖД”)

Нарушил инструкцию и спас пассажиров

— Главная инструкция для машиниста — действовать по обстановке, чтобы спасти жизни пассажиров, — рассказала “Известиям” начальник пресс-службы ОАО “Российские железные дороги” Наталья Агафова. — Он все сделал правильно и спас жизни сотен людей.

Действительно, машинист “Невского экспресса” Алексей Федотов нарушил инструкцию. Услышав взрыв, он должен был немедленно приступить к аварийной остановке поезда. Но не сделал этого. Огромная скорость состава — около 180 км/ч — позволила благополучно проскочить опасное место. Только после того, как мост был позади и скорость состава упала, собственно и началось крушение, результатом которого стало всего три перевернутых вагона. Как рассказали “Известиям” в питерском представительстве РЖД, поведение машиниста и проводников в экстремальной ситуации заслуживает самой высокой оценки. Алексей Федотов 12 лет работает машинистом электровоза, а месяц назад был награжден именными часами за высокий профессионализм. “Поверьте, в нашей системе такая награда кое-что значит”, — повторяла сотрудница пресс-службы Мария Миронова.

Закон “О транспортной безопасности” опоздал

Андрей Реут

По странному стечению обстоятельств в день теракта на железной дороге вступил в силу новый закон “О транспортной безопасности”. Он направлен как раз на борьбу с терактами. Хотя от минирования рельсов новый закон, конечно, вряд ли защитит.

Главные нововведения закона касаются контроля за пассажирами. Сведения, которые мы предоставляем при покупке билета, со вчерашнего дня поступают в автоматизированные централизованные базы персональных данных. Такие базы формируются при воздушных, железнодорожных, водных и автомобильных перевозках. Кроме фамилии и даты рождения, в базу заносят номер документа, удостоверяющего личность, маршрут следования и дату поездки.

Конечно, подобные базы уже давно существуют для авиа- и железнодорожных перевозок. А вот перемещения граждан на автобусах до сих пор никто не исследовал. Новые базы данных, наверное, смогут дать правоохранительным органам дополнительную информацию, если вдруг случится (тьфу-тьфу) теракт в автобусе. Но в поездах и самолетах такой порядок не особенно помог. Расследованию — да, предотвращению — едва ли.

Еще одно новшество направлено на то, чтобы потенциальные террористы не смогли устроиться на работу в транспортные компании. На это не имеют права лица с непогашенной судимостью, состоящие на учете в психо- и наркологических диспансерах, а также уволенные с госслужбы за дисциплинарные нарушения.

“Другим важным моментом является необходимость выполнения международных требований в области транспортной безопасности, — рассказал представитель Минтранса. — Это обязательное условие безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом транспортном рынке”.

Новый закон, кстати, вообще не разграничивает теракт и другое противоправное действие, угрожающее работе транспортного комплекса, называя их “актом незаконного вмешательства”. Во вторник пресс-служба РЖД говорила о теракте именно как о “незаконном вмешательстве в деятельность железнодорожного транспорта”. Но такая игра словами едва ли поможет новому закону эффективно работать.