“Дело лимузинов”: эксперты дали оценку пропавших машин

ФСБ проверяет, куда исчезли раритетные лимузины из Рязанского музея военной автотехники. Полтора года назад его расформировали по приказу уже экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, а машины (на некоторых из них ездил Хрущев и Гагарин) якобы перевезли в спецгараж ведомства. Но следователи не исключают, что часть уникальных экспонатов могли продать. Стоимость коллекции – несколько десятков миллионов евро.

Громкое уголовное дело о махинациях в Министерстве обороны может пополнить новый эпизод. ФСБ заинтересовалась судьбой раритетных машин Рязанского музея военной автомобильной техники. Музей расформировали по приказу бывшего министра Сердюкова, а уникальные экспонаты направили на автобазу в Москву, в спецгараж ведомства на Рублевке. Сыщики полагают, правда, что туда они так и не доехали.

Не исключено, что часть уникальной госколлекции могла оказаться в частных руках. Речь идет о правительственном лимузине “ЗИЛ-117” 1971 года выпуска, на котором возили Фиделя Кастро в Советском Союзе, и “ЗИС-110” – первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Так же называется кабриолет “ЗИЛ-111” – это на нем Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади для доклада руководству страны об успешном полете в космос. Но, кроме того, уникальный первый образец “русского виллиса” “ГАЗ-67”. Правительственные “Чайки”, “ЗИМы”, “ГАЗ-12”, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах.

Музей военной автомобильной техники при Рязанском военном автомобильном институте имени генерала армии Дубынина был создан в 1994 году по постановлению правительства “О подготовке к празднованию 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией”. Тогда же со всей страны туда были отправлены уникальные антикварные автомобили и техника. Всего собрали более 140 единиц. Площадь экспозиции составляла более четырех тысяч квадратных метров. И каждый автомобиль из коллекции был на ходу. Говорят, в машине Фиделя Кастро работали даже часы – курсанты сдували с пылинки.

Рязанский музей сначала лишили статуса, превратив в историко-мемориальный зал в составе Музея ВДВ, а затем – в марте 2010-го – вышел приказ за подписью экс-министра обороны о переводе экспозиции в Москву, на 147-ю автобазу. Впрочем, ее начальник уже заявил, что все без исключения экспонаты находятся в спецхранилище. Эту информацию сейчас проверяют спецслужбы.

По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость машин – несколько десятков миллионов евро. Без учета автомобилей, которые почти бесценны. Самый престижный кабриолет советской элиты “ЗИЛ-111” полагался только партийной элите или высоким госслужащим. Сейчас цена автомобиля колеблется вокруг 800 тысяч евро. Первый советский послевоенный автомобиль представительского класса “ЗИС-110” – в зависимости от комплектации – может стоить до 600 тысяч евро. За легендарные “Чайки” на этом фоне выручить можно просто “копейки” – на рынке их оценивают в 50 тысяч евро. Это всё, конечно, примерно. В зависимости от того, кому принадлежал автомобиль, или кто на нем ездил, стоимость способна значительно увеличиться.

В ФСБ подозревает, что часть коллекции по ходу дела могла попасть в руки богатых коллекционеров. Если задуматься, есть много способов скрыть пропажу техники, в том числе и так, чтобы она как бы и не пропала вовсе.

Что касается автораритетов – известно, что сотрудники ФСБ уже запросили всю документацию музея, связанную с переездом старинных машин. Началась проверка по “делу лимузинов”.