Фигуранты дела о хищениях по скандальному госконтракту на 10 млрд рублей нашли юридические уловки, чтобы уйти от уголовной ответственности.
Громкое уголовное дело о махинациях с автопарком Генштаба, в котором замешаны экс-министр обороны Анатолий Сердюков и его зять Валерий Пузиков, может развалиться, так и не дойдя до суда. Об этом «Известиям» рассказали сразу несколько источников в правоохранительных органах. Это стало возможным из-за юридической уловки, которую используют многие юристы для затягивания процесса.
Речь идет о госконтрактах на 10 млрд рублей, заключенных Минобороны с ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России» на обслуживание 560 автомобилей. По версии следствия, и люксовые иномарки, и «КамАЗы» военные арендовали сами у себя в среднем за 6,1 млн рублей в год каждая. Причем афера с передачей техники на аутсорсинг проходила при непосредственном участии Анатолия Сердюкова и его зятя Валерия Пузикова. Эти факты вскрылись во время проверки летом прошлого года, по итогам которой было возбуждено уголовное дело.
– Как показала проверка, госконтракт был заключен с многочисленными нарушениями, – рассказывает источник, хорошо знакомый с ситуацией. – Например, в качестве обеспечительной меры на тендер была предоставлена поддельная банковская гарантия на 1 млрд рублей от Тверского коммерческого банка КБЦ. В реестре банка эта гарантия не значится, более того, московское отделение банка, якобы выдавшее ее, вообще не имеет права этого делать и с 2009 года не выдало ни одной такой гарантии.
Как выяснили «Известия», письмо из КБЦ о том, что банковская гарантия, представленная на тендер, подделка, поступило во ФГУП «СПб Инжтехцентр МО РФ» еще в феврале 2012 года. По условиям контракта, в случае если гарантия по каким-либо причинам перестает быть действительной, ФГУП обязан в течение 10 банковских дней найти другой банк-поручитель. И новая банковская гарантия – точнее, ее копия – действительно появилась, но лишь в октябре 2012 года, когда по сомнительным сделкам Сердюкова и Пузикова начала активно работать военная контрразведка. Новую гарантию предоставил банк «Санкт-Петербург», акционером которого (4,55%) является Валерий Пузиков.
Вскоре ФГУП «СПб Инжтехцентр» подал иск в Арбитражный суд Москвы на КБЦ о признании сделки недействительной. В обоснование того, что это банк ввел ФГУП в заблуждение, была предъявлена платежка на 10 млн рублей, выплаченных в качестве вознаграждения за гарантию.
В этой платежке, впрочем, получателем денег значится не банк, а некое ООО «Строй-Ресурс». И назначение платежа не «вознаграждение за выдачу банковской гарантии по договору», а «оплата товара».
ООО «Строй-Ресурс» до мая 2013 года было зарегистрировано в Москве, по месту его прописки значится еще 73 компании. «Строй-Ресурс», по данным «СПАРК-Интерфакс», занимается оптовой торговлей машинами и оборудованием для строительства, полиграфической деятельностью, торговлей моторным топливом и авиационным бензином, деятельностью в сфере здравоохранения и финансовым посредничеством. Впрочем, фирма эта с уставным капиталом 480 тыс. рублей уже ликвидирована путем присоединения к ООО «Стартлайн», зарегистрированной в Республике Марий Эл.
Гендиректор «Строй-Ресурса» Виталий Стоян – генеральный еще в 28 компаниях, часть из которых уже тоже не существует, и совладелец еще 19. Сайтов у этих ООО нет, следы экономической деятельности обнаружить не удалось. С самим Стояном связаться не удалось.
– Чисто юридическими методами делается всё, чтобы как можно дольше затягивать расследование громкого уголовного дела, любыми способами «раздробить» его на разные гражданские и арбитражные процессы и в итоге постараться «замылить» основное дело, – не сомневается источник в правоохранительных органах. – Поняв, что под ними земля горит, товарищи из ФГУПа всеми способами попытаются признать сделку ничтожной, чтобы потом придать ей вид законности – с помощью новой банковской гарантии. Делается это для того, чтобы отсрочить проверки по госконтрактам и по максимуму замести следы.
Юрист Андрей Тюкалов говорит, что таким образом – предоставлением различных платежек и просьбами их проверить – адвокаты действительно часто пользуются, чтобы законными способами затягивать судебное разбирательство.
– На полгода-год такими приемами в арбитраже затянуть процесс действительно можно, – поясняет Тюкалов. – А потом инициировать поиск еще каких-нибудь «левых» бумажек – пока будут идти бумажная переписка, еще куча времени пройдет.
Собеседник в Минобороны считает, что и платежка на непонятную фирму, и появление новой банковской гарантии нужны для того, чтобы создать видимость, что госконтракты по обеспечению военнослужащих автотранспортом исполняются и проблем с ним нет.
– Один из госконтрактов, № 65, на 10,2 млрд рублей, заключен на три года. По нему на эти деньги должны обслуживать 560 автомобилей – от BMW до «КамАЗов». Несложно подсчитать, что затраты на обслуживание каждого автомобиля составят 6,1 млн рублей – на эти деньги можно было закупить новую технику, а сам автопарк увеличить вдвое. Прямой ущерб от этого кабального контракта может составить до 1 млрд рублей, о чем заранее предупреждали сотрудники, отказавшиеся его подписывать, – рассказывает информированный собеседник военного ведомства.
По закону, продолжает источник в Минобороны, прежде чем финансировать госконтракт на 10 млрд рублей, ту же «левую» банковскую гарантию от командования должно было затребовать управление финансового обеспечения ведомства (в данном случае ФКУ «УФО РФ по Москве и Москвской области». – «Известия»), но то ли по халатности, то ли еще по каким-то причинам это не было сделано.
Как уже писали «Известия», скандальный контракт со стороны военных подписывал Александр Грабко, начальник войсковой части №83466, на балансе которой находился автопарк Генштаба, с филиалами в 24 городах. Со стороны питерского ФГУПа – его гендиректор Валерий Седов.
– Всю сделку курировал лично Анатолий Сердюков, – уверяет источник «Известий» в правоохранительных органах. – Спустя восемь месяцев после заключения контракта Сердюков лично подписал приказ о расформировании всех 24 филиалов в/ч 83466 – речь шла о десятках воинских частей по всей стране, от Калининграда до Владивостока. Получилось, что все машины вначале были безвозмездно переданы в пользование ФГУПу, а потом, по сути дела, взяты в аренду. При этом транспортные налоги и страховки фактически за всю технику, принадлежавшую Минобороны (553 машины), платило и продолжает платить само Минобороны.
У самого ФГУПа на момент подписания контракта было всего две BMW, три представительских Mercedes, внедорожник Porshe Cayenne, два FIAT и три «бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства». После одного росчерка пера экс-министра Сердюкова их сразу стало больше на 500.
ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России»(СПбинжтехцентр МО РФ), в котором оказался весь автопарк Генштаба, некоторое время возглавлял зять Сердюкова Валерий Пузиков. Обслуживание автопарка Генштаба, с легкой руки Сердюкова отданное на аутсорсинг в целях «оптимизации», кроме многомиллионных хищений выявило и другие проблемы. Так, например, в случае ЧС или объявления военной тревоги вывозить военнослужащих из в/ч в некоторых регионах будет просто не на чем, уверяет источник в Минобороны.
Контракты ФГУП «СПбинжтехцентр МО РФ» заключал с гражданскими автоперевозчиками. В августе прошлого года (документы имеются в распоряжении «Известий») один из них – ООО «Б-авто-Б» из подмосковного Дмитрова – официально сообщил руководству ФГУПа, что «выполнить условия госконтракта в полном объеме не представляется возможным по причине отсутствия в данном регионе потребного количества автобусов вместимостью от 25 посадочных мест». Речь шла о десятках воинских частей в Москве, Московской области, Тульской области и Пермском крае.
Гендиректор ООО «Б-авто-Б» Сергей Барсуков рассказал «Известиям», что его фирма по госконтракту обслуживала в/ч по всей стране.
– Там с самого начала были заложены нереальные требования – например, перевести на автобусах на репетиции парада или сам парад десятки тысяч человек, – говорит Барсуков. Госконтракт, заключенный до конца 2013 года с фирмами-контрагентами, как выяснили «Известия», уже прекращен.
– 15 мая нас уведомили, что перевозки вообще останавливаются, потому что во ФГУПе кончились деньги, – сообщил Барсуков.
В самом ФГУП «СПбинжтехцентр МО РФ» ни уголовное дело, ни прекращение действия госконтракта по перевозке военнослужащих не комментируют. Зять экс-министра Валерий Пузиков для комментариев недоступен. Еще в марте, по сообщениям СКР, экс-министр обороны Анатолий Сердюков на допросе по поводу махинаций с автопарком Генштаба сослался на 51-ю статью Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя, и от показаний отказался. Его адвокат Генрих Падва сообщил «Известиям», что насчет автопарка следователи Сердюкова вообще ни разу не допрашивали.
Адвокат Артур Рамазанов считает, что экс-министр обороны, расформировав армейские авточасти и передав их на аутсорсинг, не только способствовал обогащению узкой группки близких ему людей, но своими действиями привел к потере обороноспособности страны.
– Последствия от этого могут быть самыми тяжкими. Ведь всё, что связано с доставкой военнослужащих и воинских грузов, может элементарно привести к гибели людей. За такие действия, я считаю, надо наказывать, и наказывать серьезно, – говорит Рамазанов.