“День без автомобиля” – голый пиар?

171-den-bez-avtomobilya-187-golyj-piar

В день проведения международной акции «Яндекс.Пробки» оценил загруженность магистралей в Москве в 7 баллов из 10

В российской столице проходит всемирная экологическая акция «День без автомобиля», призывающая граждан на время отказаться от личного и служебного транспорта и добираться до рабочего места любыми иными доступными способами. Московским чиновникам рекомендовано поддержать акцию личным примером. Некоторые из них действительно спустились в подземку, прокатились на троллейбусах, прошлись пешком по улицам и даже обещали воспользоваться велосипедом. Но все это смахивало на «принудиловку»: сказали «надо», значит, сделаем. Завтра, когда акция закончится, о «великом почине» забудут на год – до следующего «безлошадного» Дня.

Почему европейская идея плохо приживается в Москве, рассуждает вице-президент движения «Автомобилисты России» Леонид Ольшанский.

«СП»: – Леонид Дмитриевич, есть ли толк от подобных акций?

– Возможно, за рубежом в этом дне есть смысл, но в Москве – это голый пиар и подражательство зарубежным тенденциям.

«СП»: – Почему же?

– Жители нашего города привыкли к автомобилю. Авто – это и место ожидания, и место слежки, иногда место любовного свидания. Человек привык в течение дня класть в машину белье, полученное из прачечной, свитер из химчистки, продукты из магазина. На автомобиле родители забирают детей из детского сада. Ни один общественный транспорт этого не заменит.

«СП»: – Но вот высказывалась идея выделить для общественного транспорта отдельные полосы, может, тогда бы он начал ходить нормально, и люди легче отказывались бы от машин?

– Поскольку в нашем городе пробки, и все опаздывают, идея выделить для общественного транспорта отдельные полосы все равно работать не будет. Опаздывает человек – все равно по ним поедет.

«СП»: – Значит, бороться за однодневную «деавтомобилизацию» бесполезно?

– В нашем городе эта идея останется пустым звуком.

«СП»: – А могут попытаться достичь этого административным принуждением?

– Во всем мире идея отказаться на день от авто носит характер убеждения. Приказать здесь никто не может.

Лужков отобрал у чиновников колеса

Москвичи упрямо не захотели побегать день по столице пешком и помаяться в переполненном метро. Об этом говорят данные «Мосэкомониторинга». Госучреждение уже констатировало, что чище в день акции московский воздух не стал. Кое-где – например, на Кутузовском и Ленинском проспектах, – выхлопов оказалось даже больше, чем накануне акции, в понедельник. Станции контроля атмосферы вблизи магистралей безучастно зафиксировали превышение показателей.

Правда, в целом по городу концентрации угарного газа оказались на 15% ниже, чем накануне. Но специалист «Мосэкомониторинга» пояснил РИА «Новости», что повинна в этом вовсе не акция, а мощный атмосферный циклон, который развеял копоть.

Тот же специалист сообщил довольно унылые для организаторов акции факты: концентрация углеводородов превышают среднегодовые показатели на отдельных станциях на 5-10%. Возросло и содержание в городском воздухе мелкой пыли, однако обычный уровень не превышается.

Зато столичные гаишники настроены вполне оптимистично. По субъективным ощущениям старшего инспектора по особым поручениям отдела пропаганды управления ГИБДД Москвы подполковника милиции Игоря Колоскова, машин на дорогах стало немного меньше. Тем не менее, оговорился бравый подполковник, традиционные затруднения на основных дорогах Москвы все же остались.

Надо сказать, больше всего акция ударила не по рядовым москвичам, а по столичным чиновникам, которых мэр Юрий Лужков накануне обязал подать личный пример и воспользоваться общественным транспортом.

Акция сразу приобрела черты хэппенинга. Однако чиновники показали, что умеют обойти правило умело, не нарушая формальностей. Например, глава московского стройкомплекса Владимир Ресин заявил, что просто-напросто доедет до работы из пригорода на такси, что не запрещено.

Но большинство все же решило немного «прогнуться» и заодно размяться. Пешком в мэрию прибыли многие чиновники, в том числе первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк, глава департамента транспорта и связи Василий Кичеджи, заместитель мэра Валерий Виноградов и многие другие.

Некоторые и вовсе пустились в рискованные путешествия. Так, гендиректор Мосгаза Гасан Гасангаджиев героически добрался до работы на метро, совершив поездку от станции «Перово» до «Площади Ильича». Затем Гасангаджиев целых 40 минут шел пешком от станции до Мрузовского переулка, 11, где и располагается центральный офис Мосгаза. Не исключено, все эти 40 минут он чувствовал себя кем-то вроде сбитого летчика Алексея Маресьева, из последних сил пробивающегося к своим.

Начальник столичной Госавтоинспекции генерал майор Сергей Казанцев прибыл в управление на Садовой-Самотечной улице по-солдатски просто, на троллейбусе.

В «День без автомобиля» отличились трое. Новый префект Северного округа Олег Митволь поехал на работу на метро, и с непривычки заблудился (по его, впрочем, словам) в столичной подземке. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин по собственному почину поехал в Мосгордуму на велосипеде. А вот другой депутат Мосгордумы – Андрей Ковалев – демонстративно проигнорировал акцию и приехал в мэрию на роскошном Maybach.

Словом, праздник удался. Хотя и имел вполне предсказуемый нулевой эффект. По шкале в сервисе Яндекс.Пробки состояние столичных загруженности магистралей составило 7 баллов из 10 возможных.