Диспетчеров во Внуково подвёл локатор

dispetcherov-vo-vnukovo-podvyol-lokator

В компании, обслуживающей радиолокатор в аэропорту, заявили «Известиям», что никаких официальных жалоб от диспетчеров на оборудование не поступало.

Следователи, изучающие обстоятельства авиакатастрофы в аэропорту Внуково, в результате которой погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери, намерены допросить инженеров ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», которые занимались обслуживанием систем радиолокации, а также проверить должностных лиц, отвечавших за закупку оборудования. Об этом сообщили «Известиям» источники в правоохранительных органах. Авиадиспетчеры не исключают, что трагедию можно было бы предотвратить, если бы локатор, контролировавший взлетно-посадочную полосу, работал без сбоев.

Как рассказали «Известиям» источники в правоохранительных органах, следствие намерено проверить информацию о сбоях в работе локатора Terma Scanter 2001. Этот прибор осуществляет визуальный контроль за всеми транспортными средствами и самолетами, которые находятся на летном поле. Авиадиспетчеры из аэропорта Внуково, где в ночь на 21 октября разбился Falcon 50 с главой международного холдинга Total Кристофом де Маржери, утверждают, что прибор работает некорректно и не отражает реальной картины происходящего на взлетно-посадочных полосах. Поэтому их коллеги – руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и ее наставник, инструктор Александр Круглов, задержанные следователями по подозрению в нарушении своих должностных обязанностей, ни в чем не виноваты.

– Система радиолокации у нас в аэропорту установлена не в полном объеме, у нас установлена только одна антенна, а не две, как положено, – рассказывает сопредседатель Профсоюза диспетчеров аэропорта Внуково, диспетчер по рулению Фарит Тажетдинов. – Из-за этого мы получаем информацию не в полном объеме.

Однако на этот раз, по данным следствия, локатор обнаружил снегоуборочную машину на взлетной полосе, с которой должен был взлететь Falcon 50.

– У диспетчера на экране, согласно первичным данным, которые были получены с приборов уже после катастрофы, отражалась световая метка о постороннем транспорте на взлетной полосе, – рассказывает «Известиям» оперативник. – Но команды об остановке старта почему-то не последовало.

Сами диспетчеры, с которыми пообщались «Известия», подтверждают, что сигнал на экранах локатора действительно был, но появился он за 6 секунд до столкновения автомобиля с самолетом.

– За это время предотвратить катастрофу уже фактически было невозможно, – рассказывают коллеги задержанных. – Самолет уже получил разрешение на взлет и набирал разгон, а у диспетчера были только мгновения. При этом перед диспетчером было четыре экрана: на одном отражалась воздушная обстановка, на другом – плановая информация, на третьем – состояние светосистемы на рулежках, а на четвертом – как раз ситуация на летном поле. То есть за доли секунды диспетчер должен был сообразить, что произошел несанкционированный выезд техники на взлетную полосу. Еще как минимум ему нужно было 2 секунды на связь с экипажем, но оставшихся 3 секунд уже не хватило бы на экстренное торможение самолета.

По данным МАКа, во время столкновения со снегоочистителем Falcon 50 уже отрывался от взлетки со скоростью 248 км/ч. Экипаж увидел машину непосредственно перед взлетом.

Более того, авиадиспетчеры утверждают, что на всех машинах, работающих в аэропорту, должны быть установлены специальные радиомаяки для так называемой вторичной радиолокации. То есть локатор облучает транспортное средство, а маячок выдает сигнал о том, какая конкретно машина находится на летном поле.

Однако в аэропорту этого оборудования нет. Поэтому диспетчеры на экранах видят только обезличенные метки.

– Если это большой самолет, то его видно как большую блямбу с крыльями, самолет примерно бизнес-класса – это метка маленькая, а автомобиль – световая точка, – поясняет диспетчер по рулению Фарит Тажетдинов.

Иногда же, по его словам, прибор и вовсе создает на экране точки и борта, которых в действительности не существует. Поэтому в своей работе при принятии решений диспетчеры ориентируются прежде всего на собственный осмотр летного поля, а также на радиосообщения от инженеров и техников, которые передают сведения о том, где находятся их автомобили и освободили ли они полосу.

Как выяснили «Известия», данное оборудование принадлежит ОАО «Аэропорт Внуково» и находится в аренде у ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Именно специалисты ФГУПа должны следить за техническим состоянием локатора.

Однако в госкорпорации «Известиям» заявили, что никаких официальных жалоб на оборудование от диспетчеров не поступало.

– Информацию же, которая касается следствия, мы не комментируем, – заявил «Известиям» официальный представитель ФГУПа Николай Ивашов.

Между тем источники в правоохранительных органах заявили «Известиям», что информация о неисправности оборудования будет проверена, а должностные лица, отвечающие за его эксплуатацию, будут опрошены в рамках расследования уголовного дела.

– Только после этого следователи будут принимать решения о каких-либо процессуальных действиях, – пояснили они.

Сейчас в качестве подозреваемых по уголовному делу о крушении в аэропорту Внуково проходят пять человек. Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко (уже арестован на два месяца), его непосредственный начальник – ведущий инженер аэродромной службы Владимир Леденев, руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и ее наставник, инструктор Александр Круглов.