Эксперт: суда, подобные “Булгарии”, могут служить долго

ekspert-suda-podobnye-171-bulgarii-187-mogut-sluzhit-dolgo

Гибель туристического теплохода “Булгария” всколыхнула общественность. Многие заговорили о ветхости флота и недостаточности контроля на местах. О том, так ли нужно ли Росси списывать старые суда, Firstnews спросил у капитана речного флота с более чем тридцатилетним стажем Юрия Галкина, который неоднократно управлял теплоходами класса затонувшей “Булгарии”.

Причину трагедии “Булгарии” капитан назвать затруднился – говорит, что нужно дождаться официального заключения и лишь после этого судить, кто или что привело к аварии. В тоже время он предположил, что она может быть связана со стремлением компании-субподрядчика извлечь как можно большую прибыль и, как следствие, экономией на ремонте судна. Юрий Галкин убежден, что не стоит сгоряча грести под одну гребенку все старые суда – дело не в возрасте, а в контроле за безопасностью.

FN. Как долго могут вообще служить подобные “Булгарии” корабли?

Корабль может служить очень долго, десятки лет, вплоть до столетнего юбилея. Всё зависит от того, как его эксплуатировали и как за ним ухаживали. Все изнашиваемые детали, начиная от корпуса и заканчивая двигателем и оборудованием, можно без труда заменить или починить. Разумеется, это удовольствие не из дешёвых, так как почти 8 месяцев теплоход должен где-то стоять, за ним надо постоянно следить, иначе он просто утонет.

FN. А что сейчас происходит в нашем судостроительстве, и где можно в принципе наладить производство новых кораблей?

Сейчас, конечно, не строят. Ну а так, теоретически, Питер, наверное, сможет, там есть у них верфи. Ну и в Нижнем, если дадут финансирование, поставят программу, то сделают, почему нет.

FN. И сколько требуется времени на один такой теплоход?

Ну, если сравнивать с прошлыми темпами, то все эти корабли четырёхпалубные строили в ГДР. Вайсенбург, Эльбская верфь представляла собой два ангара, которые по площади в десять раз меньше наших заводов. И они строили там эти корабли. Программа была 3 корабля в год. Они выдавали их чётко, как пирожки стряпали. Но мы не сможем, наверное, с такой оперативностью и чёткостью наладить производство. Даже чехи построили всего 9 таких кораблей: с большим носом, двухтрубные. Это “Феликс Дзержинский”, “Суворов”, “Маршал Жуков” и так далее. Немцы за этот же период построили более 50 таких судов. Чехи строили всего по одному за два года. За сколько мы можем построить, ну думаю также, в среднем один за пару лет.

FN. Насколько финансово реально наладить производство в современных условиях?

Ну, судите сами. К примеру, мы в своё время работали по тарифам, а не по себестоимости. А тарифы, попробуй тогда, поменяй. Невозможно себе это было представить. Долго совещались Госплан, Госснаб, Ростуризм, как же можно, потому что по себестоимости мы уже не укладывались. Корабли новые, более энергоёмкие, более комфортабельные, требующие больше затрат. В результате, половину стоимости этого корабля взяло на себя государство. 50% отдали в пароходство, с учётом того, что на 30 лет амортизационные отчисления, как беспроцентный кредит. В современных условиях кто даст кредит на 30 лет, при том на половину стоимости судна? Это абсурд! А если все 100%, – так это на 60 лет. Кто даст? Вот и ответ, сможем ли строить суда или нет без участия государства.

FN. Как обстояло дело с туристическим речным флотом в советский период?

Я начинал работу на дизельном теплоходе “Советский Союз”. Два таких корабля были построены на Сормовской верфи под Нижним Новгородом. Эти суда были прекрасные и специально сделанные для круизных рейсов. Ну тогда не было ещё такого понятия, поэтому их называли “судами для работы с туристами”. Шикарные прогулочные палубы, системы кондиционирования воздуха, системы подачи охлаждённой питьевой воды, кинозалы, двухъярусный ресторан, сделанный из натурального дуба – сказка просто! Они были 1957 – 1959 годов постройки. Потом мне выпала судьба в 1974 году принимать теплоходы новой головной серии – теплоход “Максим Горький” в звании второго помощника капитана. Он и сейчас находятся в строю. А в 1973 году пришёл из Австрии четырёхпалубник “Владимир Ильич”, который сейчас ходит под названием “Санкт-Петербург”.
Справка
Напомним, после крушения “Булгарии” многие эксперты и представители власти заявили о том, что возрастные суда не должны выпускать на линии. Президент РФ Дмитрий Медведев приказал провести тотальные проверки всего речного транспорта в стране, а это 1568 судов, причем более сотни из них старше пострадавшей “Булгарии”.