Эксперты, комментируя отчет Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по июньской катастрофе Ту-134 в Карелии, пришли к выводу, что главными причинами крушения самолета стало не алкогольное опьянение штурмана Амана Аттаева, а тот факт, что экипаж заходил на посадку по GPS без использования автоматического радиокомплекса. Кроме того, роковым образом сказался неправильный прогноз погоды, который получил экипаж, уверены специалисты.
Накануне были обнародованы итоги расследования МАК, из которого следует, что авиакатастрофа под Петрозаводском, унесшая жизни 47 человек, произошла из-за ошибок экипажа. Как выяснилось из расшифровки переговоров в кабине Ту-134, второй пилот не участвовал в посадке воздушного судна, а пьяный штурман всего за 4 минуты до падения самоуверенно пообещал командиру вывести самолет на посадку.
Из отчета МАК следует, что старые самолеты, которые предлагается списать, не виноваты в серии катастроф последнего времени. Сотрудники авиакомпаний призывают внимательнее относиться к подготовке летного состава, а не валить все на технику, отмечает газета “Ведомости”. О статьях, комментирующих отчет МАК, во вторник пишут “Заголовки”.
Как говорится в отчете МАК, экипаж, заходя на посадку, не увидел сигнальных огней аэродрома, однако не стал уходить на второй круг. За секунды до падения командир понятия не имел, что самолет находится ниже заданной траектории снижения – об этом его должны были предупредить штурман и второй пилот. По мнению экспертов комитета, к катастрофе привели недисциплинированность и излишняя самоуверенность экипажа.
Летчик-испытатель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Константин Малинин спорит с выводами МАК, указывая, что самолет разбился не из-за неправильных действий экипажа или алкогольного опьянения штурмана. По мнению эксперта, крушение произошло из-за GPS и неправильного прогноза погоды. МАК накануне подтвердил, что прогноз погоды по высоте нижней границы облаков, видимости и туману в день катастрофы не оправдался. Кроме того, данные о фактических погодных условиях на аэродроме Петрозаводска, которые были переданы экипажу за полчаса и за 10 минут до посадки, также не соответствовали действительности, признали специалисты.
Сотрудники авиакомпаний считают, что для того, чтобы предупредить повторение трагедий, подобной карельской, речь должна идти не столько о переоборудовании самолетов, сколько об общей организации. По мнению экспертов, аттестовывать пилотов должны сами авиакомпании, а не Росавиация – в этом случае будет повышаться ответственность компаний.
Как пишет газета “Московский комсомолец”, авиакатастрофы Ту-134 и Як-42 в Ярославской области, когда погибла хоккейная команда “Локомотив”, показали, что “выводить из эксплуатации надо не российские самолеты, а отечественных чиновников”.
Как известно, после обеих катастроф власти, вместо того, чтобы разобраться с подготовкой летного состава, предложили запретить к эксплуатации Ту-134, Як-42 и вообще все старые самолеты. По мнению издания, российский авиапром угробили “эффективные менеджеры”. И теперь, вместо того чтобы возрождать отечественное авиастроение, предлагается закупать западные самолеты. “Конечно, это выгодно. И делать ничего не надо, и откаты жирнее”, – отмечает “МК”.
“Я тебя точно выведу”, – пообещал пьяный штурман командиру за 4 минуты до падения
Накануне была обнародована расшифровка переговоров членов экипажа незадолго до падения. При подлете к Петрозаводску диспетчер предупредил экипаж о плохой видимости и предложил уйти на запасной аэродром. Однако командир самолета решил снижаться до установленного минимума, чтобы посмотреть, будет ли видно светосигнальное оборудование аэропорта.
Вскоре командир доложил диспетчеру, что снижается по глиссаде, однако после этого самолет начал забирать вправо и вниз. В итоге Ту-134, обломав крыльями несколько деревьев и опор ЛЭП, рухнул на автодорогу Петрозаводск-Суоярви.
Как следует из отчета МАК до первого столкновения с вершиной сосны Федоров пытался разглядеть хотя бы какие-нибудь наземные ориентиры. За восемь секунд до столкновения самолета с деревьями, сопровождаемого срабатыванием сигнализации “Опасная высота”, командир сообщил, что ничего не видит на земле. “Не вижу пока. Смотрю!” – сказал Александр Федоров экипажу.
Также выяснилось, что второй пилот Сергей Карякин не принимал никакого участия в посадке, хотя должен был это делать по полетной инструкции. Федоров полностью доверился Аману Аттаеву, который, как выяснила экспертиза, был пьян. Эксперты обнаружили в крови Аттаева 0,81 промилле этилового спирта. Как пишет газета “Коммерсант”, по некоторым данным, штурман запил после того, как расстался с женой.
При заходе на посадку Аттаев пытался активно ускорить действия командира рекомендациями: “Вправо 20 возьми и пошустрее пока крути”, “Саш, крути быстрее, а!”. За четыре минуты до катастрофы Аттаев пообещал командиру: “Я тебя точно выведу!”
Самолет Ту-134 авиакомпании “Русэйр”, выполнявший рейс из Москвы, потерпел катастрофу в ночь с 20 на 21 июня близ аэродрома Петрозаводска. На борту воздушного судна находились 52 человека – 43 пассажира и девять членов экипажа. В результате катастрофы погибли 47 человек, из них 44 погибли при крушении, а трое из восьми пострадавших позже скончались в больницах.