Нерасчетные скоростные параметры и отсутствие достаточной взлетной дистанции могли стать причинами падения Як-42 под Ярославлем. Так считает Заслуженный пилот России Виктор Бугай. Эксперт участвовал в разборах не менее 20 различных авиапроисшествий. Правда, к расследованию обстоятельств крушения самолета с хоккейной командой «Локомотив» Бугай не привлекался.
«Для каждого типа воздушного судна производится индивидуальный расчет скоростей при разбеге. В зависимости от условий и факторов командир принимает решение: продолжить или прекратить взлет, — отметил Виктор Бугай. — А дальше может быть и помпаж двигателей и все, что хочешь. Но это уже следствие. Все скорости после принятия командиром решения, считаются эволютивными — самолет управляемый. Если же порядок действий и расчетные скорости не выдерживаются, и самолет поднимается в воздух на скорости менее допустимой, то он превращается в неуправляемый, метательный снаряд, движущийся по баллистической траектории. Что и можно предположить в рассматриваемом событии».
Но одного фактора достижения безопасной эволютивной скорости недостаточно, считает авиационный эксперт. «В любом случае, кроме скорости нужна еще и дистанция разбега. Если что-то заставило пилота начать разбег, имея впереди 1500 метров, то этой дистанции могло не хватить. Дистанция разбега зависит от взлетной массы, от погодных условий, давления, температуры, состояния ВПП и так далее. Если дистанция для данной взлетной массы воздушного судна должна быть не менее 2500 метров, а ему пришлось взлетать с полторы тысячи, то, действительно, 400 метров он добирал по грунту. А на грунте скорость уменьшилась. И он как снаряд оторвался от „взлетки“ и упал», — подчеркнул Виктор Бугай.
С подобной оценкой согласен и Заслуженный пилот России Юрий Сытник, имеющий более чем 20-летний стаж летной работы в качестве командира крупноразмерных пассажирских судов, сообщает ИТАР-ТАСС. «Если это не стабилизатор, который был поставлен в положение „кабрирование“ и не закрылки самолета, которые, были установлены во взлетное положение, то, значит, не хватило скорости. Эволютивных скоростей набора высоты не было», — отметил Сытник.
«Предварительная обработка зафиксированной параметрической информации самописцев позволяет определить, что, перед взлетом самолета стабилизатор был установлен в положение 8,7 градуса на „кабрирование“ и закрылки самолета были установлены во взлетное положение — 20 градусов, — говорится в официальном сообщении Межгосударственного авиационного комитета (МАК). — Двигатели работали до момента столкновения с препятствиями».