Гибель “Булгарии”: все получат по шапке, и флот подымут

gibel-171-bulgarii-187-vse-poluchat-po-shapke-i-flot-podymut

Гибель пассажирского теплохода “Булгария” на Куйбышевском водохранилище в воскресенье стала самой крупной катастрофой в российском речном флоте после трагедии “Александра Суворова” в 1983 году.

Двухпалубный корабль водоизмещением 77,4 тонны, построенный в 1955 году в Чехословакии, совершал увеселительный круиз. В 21:00 в субботу он вышел из Казани в порт Болгар и в 11 утра на следующий день отправился в обратный путь. Катастрофа произошла примерно через три часа.

В интернете размещена реклама судовладельца, казанской фирмы “Аргоречтур”, предлагающая “окунуться в атмосферу праздника на комфортабельном 2-палубном теплоходе”. Для нескольких десятков человек (число погибших все еще уточняется) “праздник” оказался последним.

Если в случае с “Суворовым” причина была очевидной, то здесь спустя сутки после катастрофы о них можно лишь строить догадки. Почему в мгновение ока перевернулся и затонул теплоход, находившийся, по словам судовладельцев, в исправном состоянии?

По рассказам очевидцев, “все произошло так быстро, что не успели спустить спасательные шлюпки, спустили только два надувных плота, многие прыгали просто в воду”.

Ясно одно: судно внезапно потеряло остойчивость.

Над местом трагедии в тот час бушевала гроза. Речники много лет твердят, что волжские водохранилища не зря называют “морями”, и непогода на них может быть не менее опасна, чем на настоящем море, особенно для речных судов, не рассчитанных на сильный ветер и волнение. Однако сообщений о небывалых шестиметровых волнах синоптики впоследствии не подтвердили.

Не подтвердилась и версия о “встрече” с мелью. Оставшиеся в живых пассажиры говорят, что не почувствовали толчка, а глубина на месте катастрофы составляет около 20 метров.

Капитан Александр Островский, находившийся в тот час на вахте, ходил по Волге 29 лет. Он погиб, не сумев выбраться из рубки, так что его ни о чем уж не спросишь, но директор речного порта Казани, к которому была приписана “Булгария”, Рашид Сафин, полагает, что специалист такой квалификации не мог совершить фатального промаха.

Капитан Алексей Смирнов, долгое время водивший по Волге суда такого же класса, как “Булгария”, в интервью Русской службе Би-би-си ошибки экипажа все же не исключил.

По мнению эксперта, она могла состоять в том, что “Булгария” слишком резко и на высокой скорости совершала правый поворот, а в борт в этот момент ударила крупная волна.

Следствие покажет

По заключению Министерства транспорта России, “Булгария” была годна к эксплуатации. Никаких нареканий у специалистов к теплоходу во время проверки не нашлось.

Как пояснил радиостанции “Коммерсант FM” депутат Госдумы и председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, техническое состояние речных судов в России контролируют целых два ведомства: Речной регистр в обязательном порядке обследует каждое из них перед началом навигации и выдает соответствующее разрешение, а Федеральная служба транспортного надзора проводит выборочные проверки “в повседневном режиме”.

Что-либо утверждать с уверенностью до окнчания расследования нельзя, но большинство экспертов указывают в качестве основной возможный причины катастрофы на плохое состояние судна, построенного более полувека назад.

Как рассказал Интерфаксу анонимный “источник, знакомый с ситуацией”, теплоход “долгое время находился в техническом отстое, затем его стали сдавать в аренду фирмам”. По его словам, корабль и в прошлом “не раз был близок к аварии”, и “не слишком помог даже проведенный не так давно ремонт”.

Жительница Казани сообщила корреспонденту “Комсомольской правды”, что купила билет на тур Казань-Пермь на борту “Булгарии” на 12 июня, из-за неисправности рейс был перенесен на 27 июня, но и тогда на обратном пути теплоход дважды ломался, “первый раз где-то три часа ремонтировали, а второй около пяти, все это время мы были посередине Камы, в результате экскурсия по городу Чайковскому была отменена, и в Саратов мы тоже не заехали”.

На экстренном заседании правительства Башкирии в связи с гибелью теплохода прозвучали данные о том, что средний износ кораблей Башкирского речного пароходства составляет 75%.

Алексей Смирнов уверен, что говорить о катастрофическом состоянии российского речного флота нет оснований, и любые цифры “среднего износа” условны. Главное – не возраст судна, а условия его эксплуатации, считает эксперт.

“Все зависит от владельцев и экипажа, – заявил эксперт. – Как содержать корабль, так он и будет работать. Судовладельцы закладывают разные бюджеты на содержание теплоходов. Если на этом экономить, пытаться выжать из старого судна прибыль по максимуму, естественно, будет ломаться”.

Михаил Ненашев также указывает, что “во всех речных странах мира теплоходы ходят, исходя не из того, сколько он просуществовал лет, а из технического состояния, и вопросы должны возникнуть, прежде всего, к Речному регистру и другим структурам, которые должны были обследовать это судно”.

“Зная нашу русскую надежду на авось, небось, и как-нибудь, такие вещи даже рынок не лечит, а рынок, наоборот, усугубляет, могло быть допущено безответственное отношение к контролю за этим судном”, – заявил Ненашев.

На вопрос Русской службы Би-би-си, можно ли, теоретически, получить разрешение на эксплуатацию судна по знакомству или за взятку, Алексей Смирнов ответил: “Легко”.

“Мертвые души”

Спустя сутки после катастрофы количество людей на борту “Булгарии” в разных сообщениях “гуляет” от 148 до 199.

При этом, согласно техническим нормативам, теплоход был рассчитан на перевозку 140 человек.

По имеющимся данным, кроме “официальных” пассажиров, купивших путевки, и экипажа, на борту “Булгарии” находилось от 16 до 35 аниматоров, поваров и барменов, а также порядка 20 “неучтенных” пассажиров.

Перегрузка корабля, если и не стала сама по себе причиной катастрофы, увеличила число жертв.

По словам Алексея Смирнова, на коротких развлекательных рейсах это обычная практика. Винить в данном случае надо не владельцев судна, а экипаж, который берет на борт либо родных и знакомых, либо “левых” пассажиров, чтобы “подработать”.

Помощь издалека

Как рассказала журналистам аниматор с оказавшего первую помощь пассажирам “Булгарии” теплохода “Арабелла” Светлана Алексеева, “по словам спасенных, мимо тонущего теплохода, надувных плотов и находившихся в воде людей прошли без остановки два грузовых судна, хотя им кричали и махали руками”.

По мнению Алексея Смирнова, эта информация требует тщательной проверки.

“Честно говоря, в этом я сильно сомневаюсь. На воде народ всегда помогает друг дружке. Да и соответствующие инструкции существуют”, – заявил он.

Зато эксперт обратил внимание на то, что первые погружения к затонувшей “Булгарии” совершили водолазы с черноморского побережья, которых доставили самолетами лишь к вечеру.

“Почему на Волге такой службы нет? МЧС у нас, вроде, довольно богатая организация”, – недоумевает он.

Наблюдатели также отметили, что в первом сообщении МЧС, распространенном по каналам Интерфакса через 40 минут после катастрофы, говорилось о 22 пассажирах на борту, из которых якобы никто не пострадал. Более или менее достоверная информация о случившемся начала поступать лишь спустя три часа.

Пока гром не грянет

Президент Дмитрий Медведев поручил Следственному комитету и министерству транспорта разобраться в причинах ЧП.

По мнению Алексея Смирнова, тотальные проверки и “подтягивание гаек” принесут результат. Плохо то, что чиновники начинают “шевелиться”, лишь когда погибнут люди, говорит он.

“После “Суворова” кампания по наведению порядка продолжалась лет пять. Сейчас снова все получат по шапке, и речной флот хорошо подымут”, – считает эксперт.