Экологи забили тревогу, узнав, что около острова Гогланд «носится» судно со 100 тыс. нефти на борту.
«Танкер со 100 тысячами тонн нефти на борту потерял управление в Финском заливе, неподалеку от острова Гогланд», – заявил вечером в пятницу руководитель энергетического отдела «Гринпис России» Владимир Чупров.
Он утверждал, что, согласно спутниковым данным, 2 марта танкер «Приморский проспект», вышедший из города Приморска, начал терять ход и остановился, судно стало сносить в сторону острова Гогланд. За 12 часов дрейфа танкер отнесло на 7 миль в сторону скалистого острова, до которого оставалось не более 5 миль. Всё это время сигналы судна принимались неустойчиво, и его отметки периодически исчезали с мониторинговых спутниковых систем.
«В районе поднимается шторм, и корабль снова может сместиться в сторону острова, а это может привести к непоправимым последствиям», – заявил эколог.
«В федеральном управлении МЧС на наши вопросы ответить не смогли, «не располагают информацией о происходящем», и посоветовали позвонить в Северо-Западное управление МЧС, откуда нас отправили дальше: в Калининградское управление. 3 марта я лично звонил в Калининград. Оказалось, что сотрудники местного управления МЧС также не в курсе ситуации», – отметил Чупров.
О подробностях происшествия с танкером корреспонденту «Свободной прессы» рассказал главный специалист по ледовой проводке порта «Санкт-Петербург» Олег Кудрявцев.
«СП»: – Олег Михайлович, «Гринпис» 4 марта вечером обнаружил танкер со ста тысячами тонн нефти на борту, который потерял управление. Вы что-нибудь знаете об этом?
– Нет. Все груженые танкеры, которые выходят из порта, находятся под контролем ледоколов. Как танкер может носить по Финскому заливу?
«СП»: – Меня это тоже удивило, тем более, что Финский залив замерз, как судно может куда-то «носиться» в таких условиях?
– Да, у нас сложная ледовая обстановка, и дальше Финского залива танкер никуда не мог уйти.
«СП»: – Но «Гринпис» сообщает, что танкер «Приморский проспект» вышел из города Приморска 2 марта, потерял ход, и его сносит в сторону Гогланда. Как там может сносить, если ледоколы дорогу судам пробивают? И как на самом деле обстановка возле Гогланда?
– То, о чем известил «Гринпис», не соответствует действительности. На данный момент я вам скажу точно: до Гогланда у танкера 16,5 мили. Да, его выводил атомный ледокол «Вайгач», который помогает нашим судам и не может пересекать границу Российской Федерации. Он проводил танкер до границы. Дальше танкер двигается самостоятельно. Ну, а если не может, то ждет помощи ледокола.
«СП»: – Гогланд – это же российская территория?
– Это территориальные воды России. Ледокол вывел танкер за Гогланд – там государственная граница между Россией и Финляндией, которую атомный ледокол не может пересекать. Но судоходные пути свободны для плавания всех судов. Ледокол ему рекомендовал следовать дальше самостоятельно. Танкер пошел, но, видимо, в сложных ледовых условиях остановился. Ждет помощи ледокола.
«СП»: – То есть, в любом случае, «носиться» по Финскому заливу, который покрыт льдом, он не может?
– Конечно, не может, он стоит на месте. Он и стоит потому, что вокруг льды. Если даже под воздействием ветра его сносит на Гогланд, то должно пройти трое суток. Если гипотетически взять такую версию, что танкер понесет. У нас там находятся ледоколы, которые занимаются проводкой и всегда придут на помощь, если будет аварийная ситуация. Ледокол подойдет, возьмет танкер на буксир и оттащит. А потом, о скалы танкер разбить не может, потому что между скалистым берегом Гогланда и самим танкером находится поле льда. Говорить, что его на скалы вынесет – это демонстрировать полное незнание обстановки.
«СП»: – По вашему, здесь не та ситуация, в которую вмешивается МЧС?
– Здесь такой ситуации нет. Но в любом случае МЧС спасет души. Оно пришлет вертолет, снимет людей и скажет: все, ребята, МЧС спас ваш народ. А имущество и нефть – у него есть хозяин. Который будет спасать свой товар.
«СП»: – Кто хозяин танкера?
– Совкомфлот. Мы с Совкомфлотом постоянно находимся на связи, и если бы даже какая-то была ситуация, выходящая из-под контроля, мы бы приняли все меры, чтобы не допустить этого.
«СП»: – Танкер идет за границу?
– Он идет в Бильбао.
«СП»:- Олег Михайлович, а как вообще сейчас ледовая обстановка в Финском заливе? Я слышала, что 70 судов ожидают проводки? Или это уже не так?
– В последнее время дуют очень сильные ветра западного направления, и лед наслаивает и торосит. Каналы за ледоколом и за судном, которое идет, не сохраняются, зажимаются, и проводить в этих условиях очень сложно.. Суда застревают, а ледоколы не успевают всех провести.