Грузинские мусульмане возмущены провокационной выходкой

gruzinskie-musulmane-vozmushheny-provokacionnoj-vyxodkoj

В курортном городке Кобулети, где в дни «бархатного сезона», казалось, все должны быть отдыхать, веселиться или заниматься бизнесом (с учетом растущего числа туристов), бушуют страсти по поводу неслыханного инцидента, произошедшего у дома, где местная мусульманская община собиралась открыть медресе, неизвестные прибили к двери голову свиньи.

Судя по всему, это сделали те, кто все последние месяцы выступал против открытия школы для детей, исповедующих ислам, ссылаясь на то, что власти аджарской автономии до сих пор не выдали официального разрешения. Тем не менее форма протеста не могла не вызвать возмущения. Причем, не только у представителей грузинской мусульманской общины Аджарии, но и всех, кто понимает опасность таких выходок.

Ничего подобного ни в Аджарии, ни в других регионах Грузии никогда не происходило, а тут – страшное оскорбление граждан, исповедующих одну из мировых религий. Обращает на себя внимание одно странное обстоятельство: грузинские СМИ практически не освещали событие, несмотря на всю ее конфликтогенность и опасность перерастания потенциальных протестов мусульманской общины в нечто гораздо более серьезное. А ведь всего год назад медиа подробно рассказывали об инциденте в селе Чела региона Самцхе–Джавахети, где христианская община выступила против установления минарета у мечети, построенного переселенцами из Аджарии.

Подобное равнодушие, вероятно, связано с редакционной политикой по приглушению инцидента. А эта политика, в свою очередь, – реакция на просьбу властей, «не раздувать», «не нагнетать» и «не накалять». Но ведь реальная ситуация не становится менее накаленной и взрывоопасной.

Глава организации мусульман Грузии Джемал Паксадзе расценил инцидент в Кобулети как «проявление невоспитанности и оскорбление религиозных чувств граждан». «Прошу премьер-министра Грузии, председателя парламента и представителей силовых структур своевременно отреагировать на этот факт для того, чтобы не допустить обострения ситуации», – отметил Паксадзе. Руководитель Аджарской автономии Арчил Хабадзе назвал выходку «возмутительной» и также обратился к центральным властям страны с просьбой «тщательно расследовать инцидент».

Хабадзе – христианин, подчеркивающий свою религиозную принадлежность при каждом удобном случае. Например, в Крещение он купается в море перед телекамерами в майке с изображением богоматери. Тем не менее прекрасно понимая значимость ислама для Аджарии, где большинство населения исповедует именно эту религию, глава Кабмина всегда чутко реагировал на настроения мусульманской общины. Впрочем, у него не хватает полномочий выполнить два основных требования местных грузин-мусульман: восстановить в Батуми мечеть Азизие, сожженную КГБ в советский период, а также, открыть хоть одно медресе.

В течение нескольких дней после инцидента стало ясно, что как центральные, так региональные власти пытаются балансировать между настроениями общин. Разумеется, уголовное дело возбуждено, но следствие начато не по очевидным признакам статьи «разжигание религиозной или этнической вражды» (хотя более ясного и четкого примера такого «разжигания» трудно себе представить даже теоретически), а по другой, гораздо более «мягкой» статье «угроза жизни и здоровью». Судя по всему, имеются в виду многочисленные угрозы в адрес владельца дома, где местные мусульмане планировали открыть медресе. Но даже если удастся вычислить тех, кто угрожал ему по телефону, их ждет несколько месяцев ареста, штраф или общественные работы.

Тем временем противники медресе почти ежедневно проводят акции и однажды даже перекрыли автотрассу Батуми – Кобулети, парализовав движение на несколько часов. Некоторые из участников этих акций – жертвы обычной пропаганды. В течение многих лет медресе и другие мусульманские учреждения преподносились СМИ как чуть ли не рассадники религиозного фанатизма и даже терроризма. Хотя в случае с Аджарией (это показали и вышеупомянутые события в селе Чела соседнего региона Самцхе-Джавахети) проблема глубже. Она затрагивает религиозные различия одной и той же этнической общины: грузины-мусульмане и грузины-христиане все еще не могут достичь «общественного договора» относительно их гражданской идентичности, а власти, как и политическая элита в целом, не способны ничего предложить для выработки такого «исторического соглашения».

Даже наоборот. Пример “действия вопреки” – флаг с пятью крестами (на самом деле, попросту флаг средневековых крестоносцев), объявленный после «революции роз» государственным флагом страны, где значительная часть коренного населения традиционно в течение веков исповедует ислам, вовсе не являясь лишь «общиной мусульманских эмигрантов», как в Дании или Норвегии с их «крестоносными флагами».