Империя бен Ладена упала вместе с краном?

imperiya-ben-ladena-upala-vmeste-s-kranom

Компания Saudi Binladin Group вполне может быть ликвидирована.

Саудовская Аравия ввела санкции против Saudi Binladin Group, чей строительный кран стал причиной крупнейшей трагедии последних десятилетий в Мекке, унесшей жизни более 100 паломников. Несмотря на ажиотаж в СМИ, вызванный накануне рядом указов короля Салмана в отношении руководства компании, для самого «титана арабского делового мира» данные меры могут стать, скорее, своего рода разгрузкой, нежели тяжбой.

Последнее десятилетие паломничество в Мекку сопровождалось невиданными давками, в ходе которых погибало большое количество людей. Королевство было вынуждено пойти на расширение святых мест, дабы предотвратить подобные инциденты.

Правительство заключило договор с крупнейшей в королевстве строительной корпорацией – Saudi Binladin Group, после ремонтных работ которой территория мечети смогла бы вмещать более 2 миллионов человек одновременно.

Рабочий процесс был приостановлен на прошлой неделе, когда в регионе начались песчаные бури и сильные ветра. Вечером 11 сентября на мечеть Аль-Харам в Мекке обрушился один из стоявших рядом строительных кранов. Многотонная конструкция пробила крышу мечети и рухнула прямо на паломников, совершающих в эти дни хадж. Жертвами трагедии стали 107 человек, еще 238 получили ранения.

Практически сразу после случившегося король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд поручил следственной комиссии провести тщательное расследование обстоятельств падения крана.

За те несколько дней, пока шло расследование, в мировом сообществе успело накопиться огромное количество разнообразных версий – кому-то хватило непогоды, а кто-то впал в конспирологию, так как дата действительно выглядела довольно символичной.

Доклад комиссии и санкции короля

Накануне стало известно, что королевской семье представлен доклад с итогами расследования, однако «уголовщины» как таковой в нем не оказалось.

Комиссия пришла к выводу, что компания SBG «была частично ответственна» за случившееся, так как кран в момент урагана был «в неправильном положении» вопреки инструкции изготовителя. Фактически компанию обвинили в несоблюдении норм безопасности.

В докладе также указывается вина службы безопасности мечети, которая в трагический вечер не взаимодействовала с другими госорганами, в том числе с метеорологической службой.

По указу короля доклад комиссии для дальнейшего изучения передан в прокуратуру.

Министерству финансов велено проинспектировать все нынешние правительственные проекты с Saudi Binladin Group, а всему совету директоров и топ-менеджменту корпорации до завершения расследования запрещено покидать пределы государства. На период юридических разбирательств и расследований решено пока не заключать какие-либо новые строительные проекты с семьей бен Ладен.

Любимый подрядчик

Практически все частные крупные корпорации (да и 95% процентов всего, что есть в Саудовской Аравии) – это чисто семейный бизнес. Saudi Binladin Group – явный тому пример.

Корпорация была основана в 1931 году Мохаммедом бен Ладеном. Успех компании в сфере строительства связан с дружбой бен Ладена с первым правителем Саудовской Аравии Абдул-Азизом ибн Саудом, которая сыграла свою роль в заключении ряда первых крупных контрактов с правительством королевства.

С конца 80-х годов прошлого столетия компанию возглавляет совет директоров из 14 сыновей Мохаммеда бен Ладена. Несмотря на то, что семейный бизнес за десятилетия успел развиться по многим направлениям, «визитной карточкой» все же стала роль строительного гиганта, своего рода любимого подрядчика правительства для важнейших заданий.

Особое отношение обусловлено тем, что SBG была крайне удобным партнером для королевства, так как в отличие от своих конкурентов не требовала скорейшего расчета у правительства – выплаты по проектам могли разбиваться на части и тянуться долгие годы.

Монополист

Даже с учетом принятых королем мер (которые опять же обозначены как «временные»), не у дел Saudi Binladin Group, у которой на данный момент в активе около 80% всех госпроектов, не останется.

При самом затянувшемся расследовании и прочей юридической волоките корпорация сможет беспрерывно работать на нынешних проектах в перспективе на несколько лет вперед. Так что эти санкции, скорее, не лишат работы, а напротив – дадут время на перегруппировку сил, дабы сосредоточиться на нынешних проектах.

В то же время не исключен и сценарий ликвидации корпорации по итогам расследования.

По информации источника из КСА, у Saudi Binladin Group было найдено множество нарушений и задолго до трагедии в Мекке. Потому в свое время ныне покойный губернатор Эль-Рияда принц Саттам бен Абдель Азиз не допустил компанию бен Ладена к строительству метро в саудовской столице, которое, к слову, являлось одним из крупнейших проектов в истории королевства.

Да и указ о недопущении SBG к новым проектам, как выяснилось, уже обсуждался год назад, но так почему-то и не был реализован.

Но даже при всех негативных составляющих, грозящих краху строительной империи, у бен Ладенов есть свое весомое «но»: ликвидация возможна только после завершения всех проектов и обязательств перед государством.

Как бы там ни было, пока корпорация никак не комментирует происходящее.

Компенсации от короля

Случившаяся трагедия ударила по престижу саудовской правящей семьи, призвание которой не только в том, чтобы опекать святые места, но и обеспечить достаточным комфортом верующих, прибывающих с паломнической миссией практически со всего мира.

Отдельный указ короля посвящен жертвам ЧП в Мекке, которых на данный момент насчитывается 107 убитыми и порядка 300 ранеными.

Решено, что семьи погибших при крушении крана в Запретной мечети получат по 1 миллиону риалов компенсации (порядка 18 миллионов рублей), пострадавшие – по 500 тысяч риалов (9 миллионов рублей).

Пострадавших, которые не смогут самостоятельно передвигаться из-за полученных травм, обеспечат специально оборудованными транспортными средствами для совершения хаджа.