Какими будут последствия от извержения вулкана Эйяфьятлаёкюдль в Исландии, пока предсказать сложно. Но и того, что есть, на сегодняшний день вполне достаточно. За последние два дня парализовано практически всё воздушное пространство над Северной Европой. Как в дальнейшем извержение скажется на экономике и климате?
То, что извержения вулкана Эйяфьятлаёкюдль в Исландии войдёт в историю авиации как самое большое извержение, ясно уже сейчас. На данный момент отменено более 6000 тыс. регулярных рейсов. Полностью закрыто всё воздушное сообщение над Великобританией, Ирландией, Финляндией. Не работают аэропорты во Франкфурте и Гамбурге, закрыт парижский аэропорт имени Шарля де Голля. Отменены некоторые рейсы в Москве, Лиссабоне и Вене. Аэропорты в Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции и Польше работают в ограниченном режиме. Латвия закрыла воздушное пространство. Сообщения об ограничении полётов меняются каждые полчаса в сторону увеличения запрета.
Из-за погодных условий отменён визит премьер-министра Путина в Мурманск. Воздушное пространство над Мурманской и Калининградской областями оценивается как самое опасное для авиаперевозок в России. По подсчётам экспертов, вулканическая пыль может достичь Балтийского побережья уже днём 16 апреля. Предполагается, что пыль может опуститься и в нижние слои атмосферы. Хотя концентрация оценивается как неопасная для здоровья, специалисты рекомендуют людям с хроническими заболеваниями органов дыхания оставаться дома и иметь под рукой все необходимые лекарства.
Самое ужасное в этой ситуации, что пока никто не может предсказать, насколько далеко сможет распространиться облако пепла и когда это всё закончится.
Исландия лежит на Срединно-Атлантическом хребте, разделяющем Северо-Американскую и Евразийскую тектонические плиты. Как шутят географы – переломное место географии. Извержение началось около месяца назад, но тогда развитие не вызывало опасения, а предприимчивые люди организовали экскурсии к образовавшимся кратерам, а местные кулинары продавали шашлык, приготовленный на вулкане за 350 евро.
Последний раз вулкан просыпался почти двести лет назад. Однако вулкан Эйяфьятлаёкюдль известен своей непредсказуемостью. Хотя до сегодняшнего дня было известно о трёх его пробуждениях (в 920-м, 1612-м и 1821 годах), последнее извержение длилось два года. Тогда климат изменился не так сильно, как после извержения вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава в 1816 году, прозванном «год без лета». Но нынешнее извержение, по оценкам специалистов, по последствиям для климата может побить рекорд 1816 года.
14 апреля произошло два выброса вулканической лавы. Так как магма встречается со льдом, из кратера вырываются грязные и кипящие струи воды с камнем и пеплом. В прилегающей долине расположен ледник Гигйокудль. На данный момент растоплена почти треть ледника, вода в реке Маркарфльот поднялась более чем на один метр.
В своём комментарии The New York Times заместитель директора Американского геологического общества Билл Бертон заявил, что нынешнее извержение вулкана по своему характеру схоже с извержением 1821 года. «Прошлое является ключом к настоящему», – не исключил возможности повторения специалист.
По мнению вулканолога Ричарда Вандермана из Smithsonian Institution в Вашингтоне, самым опасным последствием извержения станет не длительная отмена авиаперевозок, а изменение климата в Северной Европе. Вулканическое облако содержит много серы и частиц, отражающих солнечный свет.
Так или иначе, эксперты пока высказываются осторожно. С большей уверенностью о последствиях извержения вулкана Эйяфьятлаёкюдль можно будет сказать через несколько дней. Ожидать вулканическую зиму, или всё ограничится только слегка пошатнувшейся экономикой Европы и частными неудобствами из-за отмены авиаперевозок? Но то, что Эйяфьятлаёкюдль уже доставил самые большие проблемы для человечества и цивилизации за последние двести лет, – однозначно.
Проблема вулканического пепла как угроза для авиаперевозок появилась в восьмидесятых годах прошлого века. В июне 1982 года пассажирский самолёт «Боинг-747» Британской авиакомпании, летевший из города Куала-Лумпур (Малайзия) в город Перт (Австралия). На высоте 12 200 метров у самолёта сначала отказал один двигатель, а потом и три остальных. Лайнер начал падать. Только на высоте 4620 метров пилотам удалось завести один из двигателей и совершить экстренную посадку в городе Джакарта (Индонезия). Через три недели у ещё одного самолёта «Боинг-747» Сингапурской компании примерно в том же месте вышли из строя два двигателя. В обоих случаях это произошло из-за облака пепла, выброшенного в атмосферу вулканом Галлунгунг.
Но самым громким событием стала авиакатастрофа, случившаяся 15 декабря 1989 года. «Боинг-747» Голландской авиакомпании, летевший из Амстердама в Анкоридж с 231 пассажиром и 13 членами экипажа на борту, попал в густое облако пепла около берегов Аляски. В салоне самолёта потемнело, появился запах серы. Приборы, работающие на электроэнергии от турбин, отключились, указатель скорости стал врать, загорелось табло «Пожар в левом переднем багажном отсеке» (никакого пожара не было). Через минуты отключились все четыре двигателя.
Восемь минут самолёт падал, пытаясь планировать. Восемь минут в авиации – это очень много. Только на высоте менее 2000 метров удалось запустить один, а потом второй двигатель и совершить посадку. Лобовое стекло лайнера выглядело так, будто по нему прошлись огромной наждачной бумагой, пилоты сажали самолёт, ориентируясь через боковые окна. Весь самолёт выглядел так, будто с него содрали краску.
Причиной этой катастрофы стало извержение вулкана Редаут на Аляске. Извержение началось за день до полёта и находилось в 250 километрах от воздушной трассы самолёта. Тем не менее после приземления из двигателей было извлечено более 80 килограммов вулканического пепла.
Вулканический пепел содержит в себе не только мельчайшие абразивные минеральные частицы, но и сернокислый туман, образуемый из вулканической двуокиси серы и атмосферной влаги. Забивая турбины, эта пыль сначала разогревается от действия турбин, но при наборе высоты резко охлаждается и, словно застывшая смола, не даёт лопастям двигателя крутиться. Серная кислота разъедает окраску и акриловые стёкла. Специалисты также отмечают и другие опасности: резкое уменьшение видимости, помехи радиосвязи, выход из строя электроники.
К счастью, все случаи попадания самолёта в облака вулканического пепла завершились без человеческих жертв. Но авиакомпании за последние два десятилетия понесли убытков более чем на 250 миллионов только на повреждениях самолётов, не считая отменённых рейсов.
С конца восьмидесятых годов прошлого века за извержением вулканов и распространением облаков следят девять специальных центров, созданных в разных странах мира. Также в правила авиаперевозок были внесены дополнительные пункты, запрещающие полёты в зоне действия вулканов и распространения пепловых туч.