Итальянский диверсант признался в подрыве “Новороссийска”

italyanskij-diversant-priznalsya-v-podryve-171-novorossijska-187

В ночь на 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и затонул линкор “Новороссийск”. Тогда на глазах у всего города погибли сотни советских моряков. Эта трагедия с тех пор окутана тайной. Версий всегда было множество.

Мощный взрыв в носовой части правого борта раздался в половине второго ночи. Командир зенитного орудия линкорна “Новороссийск” Виктор Салтыков вспоминает, как в гигантскую пробоину хлынула вода. “На палубе лежало много разорванных матросов. Там двести с лишним человек разорвало”, – рассказал он.

На линкоре в тот момент находилось более полутора тысяч человек. Но командование под угрозой расстрела запрещает эвакуацию экипажа на спасательные буксиры. Приказ: бороться до последнего за живучесть корабля.

От берега до гибнущего линкора – всего несколько сотен метров, а вокруг – десятки спасательных кораблей. Опасный крен увеличивается сначала на одиннадцать, потому уже на 18 градусов. Но командующий Черноморским флотом раз за разом запрещает эвакуировать экипаж. Восемьсот матросов, мичманов и офицеров, словно на параде, выстроились на палубе гибнущего корабля. Еще через минуту линкор перевернется, став братской могилой для большинства из них.

“Много было перестукиваний – там были еще живые люди. Но ничего невозможно было сделать”, – сказал капитан первого ранга в отставке Михаил Крук.

Все эти годы официальная версия – взрыв донной немецкой мины – не устраивала почти никого. Даже в итоговом выводе правительственной комиссии не исключается диверсия.

“Военные были склонны к версии диверсии. Я тоже к этому склоняюсь. Есть версия, что это Англия, которая всячески стремилась поддерживать свой статус владычицы морей и океанов”, – отметил Игорь Касатонов, в 1991-1992 годах – командующий Черноморским флотом РФ.

И вот ветеран группы боевых пловцов Уго Эспозито производит сенсацию: взрыв линкора совершили пловцы итальянского подразделения “Гамма”. В интервью ряду печатных изданий Эспозито рассказал, что диверсионная группа прибыла на мини-подлодке. Заминировали линкор, установили часовой механизм и ушли в море. Но перед телекамерами ветеран не привел никаких подробностей.

– Вы сказали, что корабль “Новороссийск” затопили боевые пловцы из Десятой флотилии?

– Да.

– Кто вам такое сказал?

– А кто это еще мог сделать?

– По вашем мнению, князь Боргезе принимал участие в диверсии?

– Я не знаю.

Бывший командир отряда боевых пловцов Черноморского флота Юрий Пляченко уверен: Эспозито, скорее всего, сильно фантазирует.

“Человек, который это заявил, не обладает никакими фактами. То, что они ходили на сверхмалой подводной лодке по бухте, тоже подлежит сомнению. Я предполагаю, что основной заряд, который подорвал линкор, находился внутри корабля. Он был заложен еще до передачи Советскому Союзу. А подводные диверсанты только установили небольшие диверсионные мины, которые инициировали подрыв внутреннего заряда”, – сказал Пляченко.

И действительно, незадолго до передачи корабля советской стороне итальянцы нарастили его носовую часть. Большую часть жизни линкор носил имя “Джулио Чезаре” и ходил под флагом итальянских ВМФ. На Тегеранской конференции Сталин настоял на разделе итальянского флота. Советскому Союзу достался в том числе и линкор. А командир подводных диверсантов Валерио Боргезе вроде бы поклялся “отомстить русским во что бы то ни стало”.

“Ему в 1955 году было не до Новороссийска, потому что незадолго до этого он вышел из тюрьмы, где отбывал свое как нацистский преступник. Если он поклялся страшной итальянской клятвой на кортике, что он отомстит советскому флоту, он должен был всем объявить, что отомстил. Однако ни в мемуарах Боргезе по Десятой флотилии, ни в воспоминаниях о нем близких, ничего такого нет. У него, кстати, жена русская была – Алсуфьева. Так вот никто на эту тему не говорил”, – рассказал писатель-маринист Владимир Шигин.

Тем не менее, пловцы князя Боргезе в те годы – лучшие в мире. На вооружении итальянцев – сверхмалые подводные лодки, специальные управляемые торпеды, бесшумное оружие и великолепные гидрокостюмы. Легенда российских сил специальных операций Гай Юрченко рассказывает, что итальянцы более других имели средства и подготовку для проведения такой операции.

“Это не десятки – сотни километров пройти. Выйти из самолета. Приводниться. Пройти шлюзование. Выйти на рубеж. Выполнить задачу. И уйти точно так же, преодолев сотни километров”, – отметил командир отряда боевых пловцов, ветеран сил специального назначения ВС РФ Гай Юрченко.

За шесть десятков лет эксперты, изучающие трагедию с “Новороссийском”, сходятся в одном: произошедшее было не трагической случайностью, а целенаправленной атакой. Но, как и в октябре 1955-го, гибель “Новороссийска” по-прежнему окружена тайной.

Северное кладбище Севастополя. Братская могила погибших на линкоре “Новороссийск”. В официальном скорбном списке – 609 фамилий. В неофициальном – более 700. Точное количество погибших и похороненных здесь до сих пор не знает никто.