Следственный комитет проверяет, как соблюдают законы о безопасности полетов сургутский центр по организации воздушного движения и аэропорт, где первого января сгорел самолет Ту-154. Напомним, на борту лайнера, который готовился к взлету, были 134 человека, из них трое погибли и 43 пострадали. Следователи восстановили по секундам картину происшествия – с помощью кадров камер видеонаблюдения.
Вся трагедия оказалась запечатлена камерами наблюдения посекундно, с нескольких точек. С этой точки видно, как из автобуса к трапу идут пассажиры, 116 человек. 8 членов экипажа уже на борту, готовят самолет к взлету. С другой точки видно, как тягач выкатывает борт “Когалымавиа” на рулежную дорожку. До запуска двигателей остается несколько мгновений, до взлета – несколько минут. Экипаж проверяет исправность бортовых огней, и в тот момент, когда тягач начинает удаляться от самолета, раздается хлопок – салон авиалайнера мгновенно заполняется едким дымом.
“Все происходило за считанные секунды, полная дезориентация в пространстве”, – вспоминает бортпроводница Татьяна Яблучанская. – И во времени. Было не различить людей даже: просто перед тобой человек – ты его даже не видел, ты его просто ощущал и пытался его вытолкнуть, этого человека”.
Инструкция для бортпроводников в таких случаях требует только одного – пробиваться к выходам, выпускать аварийные трапы и спасать людей. Автоматика срабатывает вовремя – ни одну аварийную дверь даже не заклинило. Но до них еще нужно было добраться.
“Всеми силами пытались пробраться к аварийным выходам, которые расположены в первом салоне и на второй кухне. Но невозможно было пробраться, потому что везде был черный едкий дым”, – вспоминает бортпроводница Полина Профатило.
Эти хрупкие стюардессы отдавали четкие команды и они сумели даже перекричать пассажиров. Тех, кто пока оставался в салоне, нужно было уложить на пол – там еще можно было дышать.
“Сплошная черная пелена, газы, вот, ну, и… Что запомнилось – это полная тишина: видимо никто не мог говорить, кричать, потому что всё наглотались…”, – вспоминает один из пассажиров.
Те, кто успел выбраться, толпятся на крыльях лайнера. Многие боятся прыгать с такой высоты. Но через минуту из салона уже вырываются наружу языки пламени. Иного выхода не оставалось. Один из аварийных трапов не срабатывает, а стюардессу, которая пыталась его развернуть, сбивают с ног обезумевшие пассажиры. Но Анжелике Гладковой удается удержаться, и она еще умудряется выбросить из горящего самолета несколько человек:
– Я висела вниз головой для того, чтобы привести его в действие, нужно было его удерживать и дергать чеку, и здесь, когда на меня свалилось несколько пассажиров, я увидела техников, которые кричали: “Прыгай!”. Я поняла, что нужно действовать быстро, потому что огонь распространялся быстро вместе с дымом, а пассажиры прыгать боялись. Я одной рукой держалась, подтянулась на правой руке, а левой выталкивала их.
В новогодней огненной западне оказываются и музыканты группы “На-на”. Но, по их словам, пример хладнокровия и самообладания показали всем пилоты резервного экипажа, которые расположились в самом хвосте салона:
– Если бы они не открыли так быстро эти люки, которые находились в хвосте самолета по правую и левую руку, мы бы в первую очередь задохнулись от этого угарного газа.
В этот момент кажется, что огонь вот-вот собьют, ведь вокруг горящего лайнера уже развернулись несколько пожарных расчетов.
“Но получилось так, что у них закончился огнегасящий состав. Это было переломным моментом в этом пожар”, – вспоминает инженер авиационной службы Владимир Кожанов.
С момента подачи первого аварийного сигнала проходит всего 9 минут, а от магистрального лайнера остается лишь разваливающийся на части остов. Но экипаж сумел предотвратить большую беду. Он ее опередил. На эвакуацию сотни с лишним пассажиров ушло всего 100 секунд.
К сожалению, в том пожаре пострадали 44 человека, а троим жизнь спасти так и не удалось.