Израиль относится к числу стран с высоким риском коррупции в оборонном секторе — к этому предрасполагают огромный бюджет министерства обороны и отсутствие эффективного общественного контроля за оборонными расходами. Такая оценка содержится в опубликованном сегодня отчете международной организации Transparency International.
Международная организация впервые разработала индекс, позволяющий измерить коррупционный потенциал оборонного сектора и эффективность профилактических мер, предпринимаемых разными правительствами. В итоговый отчет вошли данные по 82 странам мира, на которые приходится 84% глобальных военных расходов. Страны разделены на шесть групп коррупционного риска — от «А» (минимальный риск) до «F» (критический уровень риска). Общий вывод — 70% государств подвергают риску свою безопасность и разбазаривают деньги налогоплательщиков, так как не имеют эффективных инструментов предотвращения коррупции в оборонном секторе.
Согласно отчету, по-настоящему сильные и эффективные антикоррупционные механизмы, предотвращающие разбазаривание денег в оборонном секторе, имеются лишь в двух странах мира — Германии и Австралии. Только эти страны попали в группу «А». В группе «критического риска» оказались девять государств Африки и Ближнего Востока, включая Египет и Сирию.
Израиль вошел в группу D+ вместе с такими странами, как Украина, Кения, Ливан, Южная Африка и Объединенные Арабские Эмираты.
Отчет по Израилю констатирует: хотя в нашей стране формально существует парламентский контроль над расходованием оборонного бюджета, министерство обороны неохотно сотрудничает с соответствующей комиссией Кнессета, и ее полномочия в реальности весьма ограничены.
В последнее время правительство демонстрирует все большую нетерпимость к общественным организациям, пытающимся критиковать оборонную политику, — и вообще общественные дискуссии по вопросам обороны в стране редки. Исключением стала широкая полемика в СМИ по вопросу о нападении на Иран.
Оборонный бюджет в Израиле непрозрачен, но данных о проникновении организованной преступности в оборонный сектор нет, случаи криминала редки, а когда такое происходит, предпринимаются эффективные контр-меры. Риск коррупции понижается и благодаря тому, что министерство обороны не работает с частными военными подрядчиками.
Риск личной коррупции относительно невелик, в случае выявления коррупционных преступлений под суд отдавались даже высшие чины, назначения в армии осуществляются по личным заслугам («эффективный меритократический механизм»).
При этом в армии не проводятся никакие системные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Самое слабое место с точки зрения возможного проникновения коррупции — отсутствие эффективной правительственной политики в вопросах военных закупок. Особого законодательства, регулирующего эту сферу, не существует, информация о закупках непрозрачна, армия закупает то, что считает нужным, не отчитываясь перед обществом. Смягчающим обстоятельством является наличие четко прописанного запрета на конфликт интересов в израильском законодательстве.