В Казанском речном порту у «стены плача» груды живых роз и лилий вперемешку с детскими игрушками, шоколадными конфетами и свечами в пластиковых стаканчиках. Игрушечный цветок подпрыгивает и высовывается из горшочка, как будто маленький владелец его завел и бросил. Он никогда не придет…
Пассажиры речного вокзала подходят к спискам тех, кто оказался на теплоходе «Булгария» 10 июля. Многие находят там своих соседей или знакомых, но даже у тех, кто просто пришел возложить цветы в память о земляках, на глазах выступают слезы.
Пожилая женщина со старой, потемневшей фотографией в руках не отрывает взгляда от списка фамилий.
– Кто-то из ваших близких был на теплоходе? – спрашиваю я.
– Надеюсь, что нет. Но боюсь, Александр Островский – это мой ученик Саша. Он учился у меня в четвертом классе в 1967 году…
Бывшая учительница начальных классов Мадина Ганеевна Гарипова, так зовут мою собеседницу, не ошиблась. Александр Островский – ее ученик, это мне подтвердили в лицее №5 Казани, где он когда-то учился, а она преподавала.
– Саша Островский был хорошим, спокойным мальчиком, – вспоминает Мадина Гарипова.
Любовь со школьной парты до гробовой доски
– Он всегда был честным и глубоко порядочным человеком, – рассказала одноклассница капитана Островского Вера Ланшакова.
В школе Александра Островского любили, за ним даже закрепилось ласковое прозвище «Острованчик». Он не был хулиганом и задирой, но мог постоять за себя. Саша Островский запомнился сверстникам трогательной историей любви к однокласснице Людмиле Петровой. Она стала его первой и последней любовью. Это она закрылась с ним в рубке «Булгарии», не надела спасательного жилета и не попыталась выбраться с тонущего теплохода.
– Он очень трепетно и нежно к ней относился, – вспоминает Вера Ланшакова. – Нас, одноклассников, это удивляло и трогало одновременно. Ведь мы были совсем детьми, откуда в таком возрасте настоящие чувства? Он ходил за ней по пятам, старался заговорить, прикоснуться… В восьмом классе она не устояла и ответила ему взаимностью.
Александр и Людмила встретились два года назад, когда оба были свободны и одиноки. Юношеская любовь проснулась и вспыхнула с новой силой.
– Люда была счастлива и говорила, что все хорошо, если бы не его работа, – рассказывает Вера. – В последнее время с Сашей нельзя было заговорить, он был взвинчен, мгновенно срывался.
Людмила, чтобы поближе быть к любимому, устроилась на корабль буфетчицей. Подруге она иногда жаловалась, что на теплоходе Александр требователен, с команды дерет три шкуры.
Профессионал на «консервной банке»
В Казанском речном порту о капитане «Булгарии» Александре Островском тоже отзываются как о порядочном человеке. «Я его 35 пять лет знаю. Он тихий был, спокойный, мухи не обидит», – рассказала сотрудница справочного бюро. Но большинство знакомых Александра Борисовича сейчас осторожничают, говорить о коллеге, с которым не один пуд соли вместе съели, под своим именем соглашаются единицы.
– Мы с ним вместе в 1978 году плавать начинали, – рассказал капитан ОМ-350 Анатолий Данилов. – Он окончил Казанский речной техникум на год раньше меня. Первое время мы работали на ОМ-138, он – вторым штурманом, я – вторым мотористом. Парень он был нормальный и дело свое знал, постоянно повышал квалификацию, дипломировался.
По словам Анатолия Данилова, Островский водил в основном теплоходы, но несколько лет простоял за штурвалом «Метеоров», а управлять быстроходным судном, двигающимся по воде со скоростью 60 км в час, сложнее.
– Плавали мы с ним и по Ветлуге, – продолжает Данилов. – Река извилистая, течение стремительное, оборудованных пристаней нет. Мы тогда получили ценный опыт управления в тяжелых условиях. Я нисколько не сомневаюсь в его профессио-нализме.
В последнее время дела у Островского складывались из рук вон плохо. Это было очевидно хотя бы потому, что Александр работал на «Булгарии». За арендаторами теплохода в порту закрепилась репутация неблагонадежных работодателей, экипажу они постоянно задерживали зарплату и жалели деньги на капитальный ремонт изношенного, 55-го года рождения судна.
– Представьте себе консервную банку. Она держится на воде, плывет. Но какие у нее технические характеристики? Никаких. Все прекрасно понимали, что с «Булгарией» то же самое, – признался Данилов.
Финансовый заложник
В квартире бывшей жены капитана «Булгарии» Татьяны Островской и их взрослого сына Михаила на улице Фучика не смолкает телевизор. Близкие Александра ждут, когда «Булгарию» поднимут и эксперты наконец ответят на вопрос, в чем причина гибели судна.
– С февраля по апрель судно должно пройти техническую подготовку к навигационному периоду, – рассказывает Татьяна. – Но «Булгария» не прошла. Постоянно что-то ломалось, она часто находилась на ремонте в Перми. Последний раз – перед злополучным круизом…
Дочь Александра Островского Елена Лифантова подтверждает, что директор «Агроречтура» Светлана Инякина, арендовавшая «Булгарию», деньги в судно не вкладывала и выжимала все соки из теплохода и команды.
– Она была должна отцу 350 тысяч рублей, это его невыплаченная зарплата и деньги, которые он тратил на ремонты и которыми расплатился с эки-пажем.
Доходило до того, что вечного должника «Булгарию» в портах отказывались принимать на стоянку и экипаж скидывался, чтобы причалить к пристани.
Инякина держала Александра Островского в финансовой кабале, уверена его дочь, кормила обещаниями, что как только заработает, обязательно расплатится, и он все еще надеялся. Сам он жил в общежитии у друга, строил дом в пригороде – фундамент залили года два назад, дальше стройка застопорилась.
В «черный рейс» Островский, так рассказывает Елена Лифантова, вышел под давлением руководительницы.
– Она на него давила. Он с ней созванивался, и она наверняка говорила, что билеты раскуплены, турфирма ждет…
Встретил смерть за штурвалом
Близкие капитана «Булгарии» уверены: он стал жертвой обстоятельств – и возмущены, что его пытаются сделать единственным виновником случившегося.
– В фильме «Черный круиз», прошедшем на «Первом канале», авторы сказали, что капитана нашли на нижней палубе, и привели слова члена экипажа о том, что капитан якобы пробовал закрыть пробоину и вообще не понятно, что делал в момент трагедии. Мы дозвонились в МЧС и добились ответа от водолаза, нашедшего тело отца. Тело действительно достали с палубы, но его скорее всего отнесло сильным течением. В капитанской рубке нашли тело маленького ребенка, а оно никак не могло там находиться. И есть несколько очевидцев, которые помнят, что последние минуты отец провел за штурвалом, – рассказала дочь капитана Елена.
Из 23 членов экипажа погибли 12. Из пассажиров «Булгарии» спаслись немногие счастливчики. Участники трагедии, с которыми я общалась, сходятся во мнении, что экипаж теплохода спасал себя и своих родственников, а некоторые только собственную шкуру. На этом фоне поступок Островского… Что еще мог он сделать для спасения своей чести? Разве что отказаться от этой работы… Вы бы отказались?