Что мы знаем о старости? Старость – это когда наши дети стали совершеннолетними, а мы – совершенно зимними. Старость – это когда идешь в уборную, но по дороге забываешь, зачем ты туда шел. Наконец, старость бывает респектабельная, где-нибудь на Сардинии, с хорошим вином и около камина в собственном доме. А бывает более нам привычная – в 20-летнем побитом молью пальто, сгорбленная и униженная, просящая в переходе милостыню всего лишь на батон хлеба.
А что мы знаем о пенсии? Пенсия – это где-то там, далеко, а сейчас мне нужна новая машина. Пенсия – это прожиточный минимум, на который невозможно прожить даже по-минимуму. Вот, пожалуй, и все.
Меж тем в стране полным ходом идет пенсионная реформа. Хорошая, в принципе, реформа, одна из самых прогрессивных в мире. Но архисложная для среднестатического россиянина, особенно в предпенсионном возрасте, и тем самым пугающая. По телевизору, со страниц газет, из радиоприемника на грядке высокие чины постоянно обещают безбедную старость, уповая на какую-то накопительную часть пенсионных средств, которые нужно бегом нести холеным дядям в дорогих костюмах и шелковых галстуках. Царь-батюшка недавно пообещал, что к каждой тысяче отложенных на старость «деревянных» (читай, отданных в управляющие компании) государство добавит от себя еще одну. В общем, как всегда: утром деньги – вечером стулья, и при этом ничего не понятно.
Хорошо, как известно, обладать пушками и штыками, но гораздо важнее обладать сердцами нации. Чтобы не быть без вины виноватыми, власти обратились к пропагандистскому ресурсу – надо же, наконец, объяснить такой непонятливой нации всю прелесть пенсионной реформы. Внятно, четко и доходчиво, никакого импрессионизма, никакого абстракционизьма.
Около месяца назад Пенсионный фонд РФ объявил конкурс «на оказание услуг по информационному сопровождению хода пенсионной реформы». Логично, что ПФР хотел получить ролики о ходе реформы на телевидении и на радио, публикации в СМИ и на лентах информагентств, а также различные социологические опросы за минимум государственных средств. Получилось ровно наоборот.
Победителем конкурса на освоение 148,5 млн. бюджетных рублей или почти 6 млн. долларов (такова была начальная стоимость контракта на 3,5 месяца) стало некое ООО «Фо Пипл». Кроме этой структуры в тендере-ликбезе участвовали три авторитетные и уважаемые в области PR, рекламы, социологии и прочих коммуникаций компании – независимый фонд «Центр политических технологий», возглавляемый известным политологом Игорем Буниным, рекламное агентство «МУВИ», принадлежащее крупнейшему оператору медиарекламного рынка во всей Восточной Европе «Видео Интернешнл», и Компания развития общественных связей (КРОС), президентом которой является Сергей Зверев, крупный специалист в области PR-технологий и по совместительству супруг главного редактора «РИА-Новости».
«Центр политических технологий» оценил свои усилия в 147 млн. рублей, «МУВИ» – в 130 млн., КРОС решил, что ему хватит и 120 млн., а контора «Фо Пипл» замахнулась на 145 млн. При этом среди клиентов КРОСа, «ЦПТ» и «МУВИ» – крупнейшие отечественные и зарубежные компании: Сбербанк России, Газпром, РАО «ЕЭС России», Ernst&Young, Microsoft, а также различные госучреждения и министерства. А про ООО «Фо Пипл» известно только то, что в свое время оно было специально создано сотрудниками российского представительства SHARP с целью «освоения» рекламного бюджета японской компании на российских информационных просторах. Уставной капитал «Для людей» составил 10 тыс. рублей, а численность сотрудников – меньше 10 человек. Почувствуйте, что называется, разницу: одно дело шпицштихель, и совсем другое – больштихель!
Расклад был понятен с самого начала. Но, что самое поразительное во всей этой истории, победило ООО «Фо Пипл». Проигравшие участники конкурса долго не могли поверить своим глазам и ушам, и уже было подумали, что ПФР настиг старческий маразм.
Однако Геннадий Батанов на здоровье, тьфу-тьфу, никогда не жаловался. Оказывается, как уверяют сразу несколько хорошо информированных источников, победу «Для людей» (нужных, надо полагать) пролоббировали несколько крупных федеральных чиновников. С такими «друзьями» глава ПФР ссориться, понятное дело, не захотел. Мало ли что – возраст-то уже пенсионный. Более того, по нашей информации, в Администрации Президента видели рупором ПФР именно КРОС Зверева. Оно и понятно – более чем 10-летний стаж работы на рынке, множество государственных контрактов, одно «РИА-Новости» чего стоит. Но Батанов проигнорировал и эти рекомендации.
Высокопоставленные «друзья» все же помогли Батанову сохранить лицо. За два дня до конкурса, 7 августа, председателю правления Пенсионного фонда РФ пришло очень интересное письмо от председателей Комитетов Государственной Думы по труду и социальной политике и по информационной политике Андрея Исаева и Валерия Комиссарова соответственно. В нем пламенные борцы за идеалы «Единой России» выступили в качестве экспертов, рассмотрев все 4 конкурсные заявки. По мнению Исаева и Комиссарова, «ЦПТ», «МУВИ» и КРОС не в состоянии правильно и качественно проинформировать нас с вами о ходе пенсионной реформы. А «наиболее полно отвечающей задачам, стоящим перед информационной концепцией» депутаты признали работу «Фо Пипл». В восторженных тонах об этом ООО слуги народа отзывались практически на каждой странице своего послания Геннадию Батанову. Вот такое НЛП по-русски.
Руководство ПФР намек поняло сразу. Формулировки замечаний к проигравшим на конкурсе компаниям почти не отличаются от пассажей из письма Исаева и Комиссарова. Так, Центр Бунина представил «неоправданно завышенную» выборку респондентов (7500 человек), которых каждый конкурсант должен был опросить в ходе социологических исследований. Это чуть ли не главный аргумент в отказе «ЦПТ». В то время как другие участники согласились с требованием конкурсной комиссии, что полутора тысяч респондентов по всей России вполне хватит. Т.е. опросив приблизительно 20 человек в каждом субъекте федерации, можно, уверены в ПФР и Госдуме, получить объективную картину о степени информированности и отношении граждан к пенсионной реформе. Кроме того, работы всех трех конкурсантов не устроили жюри еще и потому, что в них отсутствует загадочный «дифференцированный подход при размещении видео- и аудиороликов по субъектам РФ», что, по утверждению конкурсной комиссии, «ограничивает возможности заказчика при проведении информационно-разъяснительной работы». В итоге, 145 государственных миллионов ушли «Для людей», а чиновники, за ними стоящие, помянули, как Чебурашка крокодила Гену, добрым словом руководителя ПФР: «Как хорошо, что вы такой плоский и зеленый».
Письмо Исаева и Комиссарова поразило своей прямолинейностью даже некоторых видавших виды лоббистов. Один из них и вовсе предположил, что оба депутата уже отправили ВВП на пенсию и живут уже в 2008 году. Забыли, похоже, что Питер – город суровых людей, основал который человек, еще в 1717 году проводивший «немедленную экзекуцию и инквизицию» за растрату.
При этом нам с вами тов. Исаев известен ярой критикой деятельности главы Минздравсоцразвития РФ Михаила Зурабова (мол, всех пенсионеров уморить голодом собрался, подлец). Кстати, антизурабовские истерики Андрея Исаева становятся громче в те моменты, когда под руководителем Минздравсоцразвития начинает шататься кресло. И надрывается Андрей Константинович явно не из-за того, что что-то идет не по Плану Путина, а потому, что он считается претендентом №1 на должность… министра здравоохранения и социального развития. Отсюда вытекает еще одна причина, по которой Батанов променял рекомендации АП на анализ Исаева.
А Комиссаров – в недавнем прошлом шоумен и телеведущий, создатель холдинга «Моя семья», знающий не только «Чего хочет женщина», но и как делать пельмени – вроде как всегда за свободу слова, ответственность и компетентность.
В каком же направлении в одночасье испарилась принципиальность думских комитетчиков Исаева и Комиссарова, когда они подписывали письмо Батанову? Скорее всего, в своих оценках они руководствовались излюбленным принципом Комиссарова «пипл хавает». Чего не сделаешь «Для людей», если еще не все украдено до нас…