Разногласия между МЧС и оперативным штабом о ходе подъема “Булгарии” со дна Куйбышевского водохранилища Волги разрешились в пятницу. Официальный представитель оперштаба Тимур Хикматов сообщил, что утром от грунта удалось оторвать корму. Она приподнята на шесть метров. Затем начали поднимать носовую часть, ее также удалось оторвать от грунта, передает ИТАР-ТАСС.
Накануне МЧС Татарстана сообщало, что подъем затонувшего теплохода начался в 16:05 того же дня, однако оперативный штаб это опровергал.
Сейчас теплоход постепенно тянут к поверхности. Работы ведутся крайне осторожно и медленно, так как судно сильно заилено, и при малейшей неосторожности могут порваться металлические “полотенца” – четыре заведенных под днище широких ленты, на которых его поднимают, сообщают “Вести”.
Подъем будет продолжаться до тех пор, пока на уровне полутора метров от поверхности воды не появится верхняя палуба “Булгарии”. После этого водолазы завершат герметизацию теплохода и начнут откачивать из него воду. Далее судно с помощью буксиров отведут в плавучий док, где специалисты будут выяснять причины крушения.
О планах работ в доке рассказал генеральный директор ЗАО “Ремонтная база флота имени Куйбышева” Наиль Вахызов. По его словам, док полностью готов к приему судна.
“У этого дока имеются балластные отсеки, которые заполнятся водой, после чего произойдет погружение дока в воду, – сказал он. – Судно заводится туда полностью специальными тросами, крюками специальными, которые имеются в доке, устанавливается точно на свое место. Далее будет происходить откачка воды из танков дока, и он всплывет”.
Только после подъема “Булгарии” и его полного обследования в доке можно будет окончательно разобраться в причинах, которые привели 10 июля к практически мгновенному затоплению и гибели свыше 100 человек из 208-ми находившихся на борту. 79 человек были спасены, 113 тел подняты на поверхность, опознаны и выданы родственникам. 15 человек официально числятся пропавшими без вести (полный СПИСОК на сайте МЧС Татарстана).
По факту кораблекрушения ранее было возбуждено три уголовных дела – о нарушении правил эксплуатации судна (ст. 263) и оказания туристических услуг (ст. 238), а также о неоказании помощи терпящим бедствие капитаном проходившего мимо судна (ст. 270 УК РФ). Арестованы гендиректор компании-субарендатора “АргоРечТур” 40-летняя Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62-летний Яков Ивашов.
Владельцы теплохода обманули государство – против них возбуждено уголовное дело
Однако этими делами расследование, похоже, не ограничится. Как узнал “Коммерсант”, следственные органы пермского линейного управления дел на транспорте возбудили еще одно уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями – на сей раз против должностных лиц владельца “Булгарии” – ОАО “Судоходная компания “Камское речное пароходство” (КРП).
Нарушения были выявлены в процедурах сдачи теплохода в аренду. По версии следствия, государство, являясь владельцем 32% акций КРП, не получало от этого положенных дивидендов. Более того, члены совета директоров КРП, представляющие интересы государства, вообще не были уведомлены о грядущей сделке.
Известно, что договор аренды “Булгарии” был заключен с ООО “Бриз” в апреле (“АгроРечТур” – это уже субарендатор – прим. ред.). Но в отчетности пароходства этот теплоход так и не фигурировал. А одобрение совета директоров было подписано задним числом спустя несколько дней после катастрофы, утверждает миноритарий КРП – территориальное управление Росимущества в Пермском крае. Дело было заведено именно по его заявлению.
Издание указывает на любопытный факт – гендиректором КРП и ООО “Бриз” является одно и то же лицо – Валерий Незнакин.
Водолазы: “Любой фильм ужасов не сравнится с тем, что видели мы”
Между тем СМИ продолжают публиковать рассказы подводников, которые круглосуточно работали на месте трагедии – сначала искали тела, потом готовили теплоход к подъему. Того, что им пришлось увидеть и пережить на дне Волги, не испытывали даже самые опытные из водолазов МЧС, те, кто прошел аварию на Саяно-Шушенской ГЭС.
Начальник управления первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций МЧС Борис Котов сказал “Вестям”: “С таким скоплением утонувших мы столкнулись в первый раз”.
А старший офицер отряда аварийно-спасательных водолазных работ МЧС Максим Моховиков рассказывает: “Маленькие иллюминаторы, люди вообще не могли выбраться. Если на верхних палубах они большие, квадратные, их можно было разбить, можно было попытаться выбраться, то в трюмных помещениях люди были как в консервной банке”.
Работы в основном велись на ощупь, даже с фонарем видимость была не больше 50 сантиметров, говорят спасатели.
Первым под воду спустился офицер Виктор Кублинский. Оказалось, что чертежи судна не всегда совпадали с реальностью, многие помещения были переделаны под каюты. Тяжелее всего было попасть в трюм: окна из прочного стекла выбивали с помощью лома.
На верхних палубах пассажиры были найдены в спасательных жилетах, на нижних спастись шансов не было никаких. “Много было найдено людей, одетых только в нижнее белье. Возможно, они спали или занимались какими-то личными делами. Многие не успели вообще ничего сделать”, – рассказал Кублинский.
Повреждений или пробоин на судне не нашли, даже мебель осталась целой. Обнаружили и комнату, где, как считалось, на утренник собрали всех детей. Как выяснилось, там были и маленькие, и взрослые, но не много. Чаще детей находили вместе с родителями в каютах.
Тяжелее всего они вспоминают именно о том, как в первый раз спускались в мутную воду и как поднимали тела детей. “Собравшись с духом, берешь за руку, поднимаешься наверх, передаешь – и идешь дальше. Не думаешь о том, что это что-то страшное, что это фильм ужасов. Любой фильм ужасов не сравнится с тем, что видели мы”, – признался Виктор Кублинский.