Катастрофа, которую ждали

katastrofa-kotoruyu-zhdali

Судя по всем признакам, виновные в воскресном падении «Боинга» в Казани обнаружены не будут.

Катастрофа «Боинга» авиакомпании (АК) «Татарстан» предсказуемо оказалась в центре общественного внимания. Страницы ведущих печатных и электронных СМИ изобилуют информацией о произошедшей трагедии. Свои мнения и оценки случившегося в Казани высказывают ведущие эксперты от авиации, представители госорганов и регуляторов, призванных осуществлять надзор и контроль за авиаперевозчиками.

Что при этом обращает на себя внимание? Сообщаются поразительные факты: по всем показателям – финансово-экономическим, техническим, кадровым – АК «Татарстан» не могла заниматься авиаперевозками. У авиакомпании элементарно не было денег, чтобы оплачивать свою деятельность. Она была должна буквально всем: поставщикам запчастей, заправщикам, сервисным организациям, аэропортам, собственному персоналу. Сумма задолженности АК «Татарстан» приближалась к 3 миллиардам рублей. При отсутствии денег самолеты не получали должного технического обслуживания. Они находились в бедственном состоянии. А задолженность по зарплате в АК «Татарстан» составляла порядка 28-29 миллионов рублей. Пилоты получали 20 000 рублей в месяц. Работать за такие деньги хорошо подготовленные летчики просто не соглашались. В итоге разбившийся «Боинг» пилотировали бывший штурман и бортинженер. И хотя они переучивались на пилотов, но их общий налет не позволял им самостоятельно управлять крупным пассажирским лайнером.

Можно бесконечно долго перечислять симптомы и признаки, указывающие на бедственное состояние авиакомпании. Важно другое. Нельзя сказать, что на нее никто не обращал внимания и она была предоставлена сама себе: авиакомпанию регулярно проверяли. Но каков результат этих проверок?

«Известия» приводят слова министра транспорта Максима Соколова о том, что у Росавиации и Ростехнадзора не было серьезных претензий к авиакомпании. Более того, в Минтрансе подтвердили слова своего шефа: «В феврале авиакомпанию шерстили и Ространснадзор, и Росавиация: серьезных претензий не было».

Впрочем, незначительные нарушения все-таки были обнаружены. Правда, прокуратурой. После проверки, осуществленной в январе-феврале 2013 года, она выписала АК «Татарстан» штраф за задержку рейсов. Аж 30 000 рублей! Но при повторной проверке в мае-июне за те же самые нарушения суд прокуратуре в иске отказал. Видимо, у АК «Татарстан» нашлись веские аргументы, чтобы убедить судью не подвергать ее повторно столь суровому наказанию.

Интересна реакция сотрудников Росавиации на предъявленные прокуратурой нарушения. Там сообщили, что прокуратура и суды для них не указ. И это слова чиновников! Оказывается, это ведомство выдает лицензии авиаперевозчикам на основе собственных проверок.

Итог: никто ни за что не отвечает и никто ни перед кем не отчитывается! Каждый сам себе хозяин: что хочу, то и ворочу! «Это было бы смешно, если бы не было так грустно». Все говорит о том, что в катастрофе «Боинга» в Казани виновных не обнаружат: в крайнем случае найдут каких-нибудь стрелочников, на которых все и спишут. А все высокие ведомства и госорганы уже сейчас на каждое обвинение в халатности или бездействии готовы предъявить целую кипу бумажек и документов с печатями и подписями, свидетельствующими о том, что они четко выполняли все свои обязанности.

Казалось бы, факты, ставшие достоянием гласности, возмутительны. Одновременно ничего особенного в них нет. Понятно, что в наших внутренних авиаперевозках царит бардак. Подтверждением тому является череда бесконечных авиакатастроф. Только перечисление мест, где они произошли, составит внушительный список. И наличие всевозможных минтрансов, росавиаций и ространснадзоров ничего не меняет. Повлиять на ситуацию они никак не могут. Для этого у них нет необходимых полномочий.

Кстати, ситуация в других авиакомпаниях обстоит не лучше. Несколько цифр для наглядности, характеризующих состояние авиапарка у ведущих авиаперевозчиков страны. По данным «Росстата» срок максимальной эксплуатации самолета – 30 лет. При этом примерно 30% самолетов Росси старше 30 лет.

Авиакомпания ЮТэйр» имет свыше 50 самолетов – при этом средний возраст авиапарка – 12 лет. «Аэрофлот Норд Авиа» имеет два самолета АН-24- средний возраст которых 41 год. Также у них имеется 10 самолётов Боинг-737, возраст которых составляет 22 года. В списке держателей старых самолётов числится авиакомпании «ВИА Авиа», которая владеет девятью «Боингами-757», средний возраст которых 22 года.

Что касается крупнейших авиаперевозчиков страны, то они также имеют «возрастные» самолеты, например авиакомпания «С7» использует 4 «Боинга-737», средний возраст которых 22 года, также у «С7» есть 24-летний «Аэробус». Такая же ситуация с авиакомпаниями «Трансаэро» и «Аэрофлот». У «Трансаэро» в наличии 45 «Боингов», средний возраст которых 17 лет, а у «Аэрофлота» есть 4 самолета Ил-96 возраста 20 лет, а также 5 «Боингов» 767-й серии, средний возраст которых – 15 лет.

Впрочем, подобное происходит не только в авиации, но и в других транспортных отраслях. Достаточно вспомнить серию катастроф на речном транспорте. И там тоже проявились те же самые проблемы: изношенные транспортные средства, отсутствие необходимого технического обслуживания, низкий профессиональный уровень служащих. И это притом, что различных организаций, занимающихся выдачей лицензий и прочих разрешений речникам, предостаточно. Можно приводить и другие примеры. А чего стоят бесконечные аварии на междугородних автобусных перевозках… Все сыплется на глазах.

В то же время было бы ошибкой искать причины случившегося в Казани только в недоработках какого-нибудь ведомства или недостатках нашей законодательной базы. Думается, корни произошедшего скрываются глубже. Многочисленные катастрофы и бедствия, которые без конца сотрясают нашу страну, – это лишь страшные симптомы глубинных разрушительных процессов, происходящих в нашем государстве. И они красноречиво свидетельствуют о тех системных сбоях, которые поразили социально-экономические основы общества.