Катастрофа на теплоходе “Александр Суворов”: история

katastrofa-na-teploxode-171-aleksandr-suvorov-187-istoriya

5 июня 1983 года 31 год назад в городе Ульяновск произошла крупная авария, связанная с теплоходом «Александр Суворов». Во время плавания он врезался в пролёт моста, что привело к многочисленным человеческим жертвам.

Начало плавания

1 июня 1983 года флагман Волго-Донского пароходства, плавучий пансионат, имевший четыре палубы, «Александр Суворов» отходит от причала. На судне находилось более 300 пассажиров. Экипаж из 55 человек, под командованием капитана Клейменова считался опытной командой. Сам теплоход был новым, на то время, имел современное бортовое оборудование. Теплоход «Александр Суворов» был построен в Чехословакии, в 1976 году. При этом, перед тем как попасть в Советский Союз, теплоход прошел весь Дунай. На этой реке большое количество мостов, через которые «Суворов» без особых проблем, добравшись до пункта назначения. Стоит также отметить, что мосты на Дунае довольно низкие, поэтому верхнюю надстройку теплохода старались сделать как можно более низкой. Отдых на судне был очень комфортным: судно вмещало в себя два ресторана, конференц-зал, бар, кинозал, а также читальный и музыкальный салоны. Имелся даже солярий, правда, для того чтобы им воспользоваться пассажиры должны были доплатить некоторую сумму. Вообще, поехать на круиз по Волге на таком корабле для советского человека было равносильно кругосветному путешествию, такой отдых могли позволить себе не все.

Крушение теплохода

Поздно вечером 5 июня 1983 года теплоход «Александр Суворов», который шёл своим обычным маршрутом Ростов-на-Дону – Москва, стал подходить к городу Ульяновск. В это же время к порту подходил тяжелый товарный состав под номером 3702. Ничто не предвещало беду: на верхней четвертой палубе теплохода «Александр Суворов» проходит вечер юмора, а в кинозале транслируют детектив. Все бы ничего, вот только теплоход идет к непроходимому для него шестому пролету моста. В девять часов вечера теплоход врезается в его перекрытие. Основание моста складывается и начинает сметать в воду и калечить всех, кто в это время оказался на палубе. Кроме того, по мосту в этот момент проходит товарный поезд, который везет бревна, бензин и другие товары. Он опрокидывается и груз начинает сыпаться с моста, также вниз устремляется цистерна с бензином, которая, однако, застревает в перекрытии. После этого корабль пролетает под пролетом моста, вся его верхняя палуба оказывается срезанной. И, наконец, проплыв еще 300 метров, теплоход останавливается.

После трагедии

В этот страшный вечер, по официальным данным, погибло 176 человек – это были шахтёры из Ростовской области и их семьи, обычные пассажиры, туристы и команда. Большинство людей погибло, находясь именно в кинозале, в живых остались лишь те, кто находился в своих каютах. После произошедшего теплоход отбуксировали в затон. Следственная комиссия немедленно начала работу. Допросы шли каждый день и по несколько часов.

Ликвидация последствий

Ликвидировали аварию пять дней подряд. Пришлось долго разбирать завалы, в том числе и грузовые вагоны. Цистерны с бензином следовало достать как можно быстрее, чтобы предотвратить возможный взрыв. Теплоход «Александр Суворов» стал полностью неузнаваемым, после катастрофы он из красавца-машины превратился в изуродованный кусок металла. К месту катастрофы прибыли психологи для работы с теми, кто выжил, водолазы, поисковики, мостовики, пожарные, медики, дорожные и коммунальные службы.

Загадки следствия

Во время расследования следователи столкнулись с многочисленными нестыковками, которые мешали узнать истинную причину аварии. Во-первых, неизвестно было точное количество человек, которые были на борту, так как исчез журнал регистрации пассажиров. Не совпадали эти сведения и по документам и по числу проданных билетов. Кроме того, начали ходить слухи о том, что члены команды провозили на судне большое количество своих родственников. Знакомых и родных погибших, которые стали пребывать через несколько дней, селили в гостинице «Венец». Для поиска погибших использовали даже вертолеты, но многие тела все равно смывало течением, в результате чего останки продолжали находить в течении месяца после катастрофы. При этом информацию о катастрофе старались скрыть. Со свидетелей даже была взята подписка о неразглашении информации.

Результаты расследования

Виновными в аварии были признаны: погибший рулевой Уваров, а также штурман и первый помощник капитана Митенков. А уцелевшего капитана Клейменова приговорили к десяти годам колонии общего режима, после чего дело было закрыто. Однако версия следствия показалась обществу нелепой, родились масса слухов и иных версий произошедшего. Существовало даже предположение, что причиной аварии стал рельеф местности. Город Ульяновск находится на высокой горе, от которой якобы могла падать тень. Именно эта тень могла скрыть несколько пролетов моста, именно поэтому их и не заметил капитан. Второй версией было пьянство членов экипажа. Многие люди считали, что команда теплохода была пьяна, так как отдыхающие на корабле шахтеры решили угостить всех его пассажиров. Также было установлено, что вахтенного начальника на момент катастрофы не было в рубке, а рулевой, оставшийся там один был очень неопытным, так как это была его первая навигация и служба на вахте.

Версии произошедшего

Еще одной версией случившегося было предположение о том, что штурман специально оставил рулевого одного, зная, что тот поведет корабль к катастрофе. Эти версии возникали в результате того, что многие граждане допускали возможность диверсий и шпионажа. Но существовала и еще одна, более правдоподобная версия. Было известно, что сдавший вахту второй штурман Кандауров использовал режим автоуправления, и именно в этом режиме он передал управление Митенкову и Уварову. Обычно, на прямом участке движения действительно используется автоуправление, правда его следует отключать при прохождении теплоходом мостов и шлюзов. При этом, судоводители знали, что автопилот обыкновенно выводит судно прямо к шестому пролету. Поэтому, не исключено, что капитан или рулевой просто забыли отключить автоуправление. Ориентиром для рулевых в этой местности обычно служила гостиница «Венец», так как в ночное время она хорошо освещена и располагается на возвышенности. А все судоходные пролеты расположены как раз у горы, то есть, увидев ориентир, рулевой должен подплывать ближе к возвышенности. До сих пор остается загадкой, почему же команда, стоявшая у руля не использовала это правило прохождения моста.