Катастрофа под Донецком: три года в поисках правды

katastrofa-pod-doneckom-tri-goda-v-poiskax-pravdy

Авиакатастрофа под Донецком разделила жизнь родных погибших на «до» и «после». И они этого никогда не забудут, хотя счет уже и идет на годы. Вопросов-то меньше не становится — те, кого объединил прерванный полет, по-прежнему ищут причину трагедии и требуют наказать виновных в смерти самых близких. С официальной точкой зрения они не согласны. Примирение с ней для них означает повторение катастроф.

Активная позиция в борьбе за получение полной информации по катастрофе борта 85185, совершавшего рейс из Анапы в Петербург 22 августа 2006 года, создала в своем роде прецедент. В первую очередь для российского судопроизводства.

До этого момента в России никто массово не обращался за компенсациями, а тут был заявлен и моральный ущерб, и материальный. Уже после первых заседаний речь пошла о мировых стандартах. Впрочем, миллионных выплат, как это бывает в Европе или Америке, от коммерческой авиакомпании никто так и не получил — такова, как полагают многие, была принципиальная позиция Московского федерального суда Петербурга. Апелляции тоже не дали ощутимых изменений. И тем не менее, до сих пор родственники проводят много времени в залах заседаний. Не потому, что хотят денег, а потому, что пытаются таким образом обратить внимание на проблему. Может быть, государство, наконец, поймет, что лучше направлять деньги на поддержку авиации, чем платить за погибших?

В настоящий момент идет уже «третья волна» исков — от тех, кто сперва по разным причинам не спешил или не мог собрать необходимые документы. Действовать приходится в буквальном смысле самостоятельно: никто из адвокатов не хочет вести дела. Первую часть исков готовила группа известного адвоката Игоря Трунова, она же начала ведение дел и по второй волне обращений. Однако, как рассказал «Фонтанке» один из создателей организации «Прерванный полет», объединившей всех родственников погибших, Виталий Юсько, в какой-то момент выяснилось, что защитники уже не намерены придерживаться изначально достигнутой договоренности о том, что первые обращения в суды будут бесплатными, а уже второй поток — с выплатой 10% гонорара. В итоге отношения были расторгнуты, и потерпевшие были вынуждены искать новых адвокатов.

Еще один защитник — Черноусов – пропал из поля зрения своих клиентов неожиданно, причем вместе со всеми документами, именно поэтому так называемая «третья волна» исков настолько затянулась. То, что еще три года назад считалось делом чести для адвокатов, теперь вызывает, похоже, исключительно опаску. Впрочем, родственники и сами уже поднаторели в юридических тонкостях и готовы постоять за себя в судах. От материальных требований они давно уже отказались, но моральный ущерб, взыскиваемый с ответчиков, оценивают в 250 тысяч SDR ( единицы для расчета страховых выплат – прим. авт.) за каждого погибшего.

Создавая «Прерванный полет», потерпевшие планировали помогать только друг другу. Затем, накопив опыт, были готовы предложить помощь и тем, кто потерял близких в других авиакатастрофах. Однако, по словам Виталия Юсько, к ним никто не обращался, хотя тот же судебный опыт мог бы многим пригодиться.

Но главным своим делом объединившиеся родственники по-прежнему считают установление истинной причины трагедии. Выводы о том, что виноват экипаж Корогодина, для них лишь отговорка. Следствие полностью повторило «выводы» экспертизы МАКа, не назначив независимых летно-технических экспертиз. «Такой подход не устраивает нас, как родственников погибших пассажиров и членов экипажа, и не способствует обеспечению безопасности полетов в нашей стране», – отмечают представители «Прерванного полета». Ведь с самого начала говорилось, что к авиакатастрофе привела совокупность факторов, в том числе и состояние авиации и авиационной подготовки в стране. И пока это не будет признано – трагедии, по мнению потерявших близких, будут повторяться вновь и вновь.

За неделю до годовщины родные погибших под Донецком направили письмо к генеральному прокурору с просьбой возобновить расследование прекращенного ранее уголовного дела по факту катастрофы. «Мы отчетливо понимаем, что есть конкретные должностные лица, ответственные за ту цепочку событий, приведшую этот самолет в роковую грозу. Есть конкретные должностные лица, ответственные за нечетко написанные инструкции, за неполное обеспечение полетов метеоинформацией, за недостаточное обучение летчиков, за использование морально устаревшей техники и оборудования. Эти должностные лица по-прежнему занимаются авиаперевозками и обеспечением безопасности полетов и прекрасно понимают, что им никакая ответственность не грозит», – говорится в обращении.

После катастрофы и определения ее причин министр транспорта Игорь Левитин заявлял в Петербурге: самолеты Ту-154 и Ту-134 будут постепенно, в течение 5 лет, выводиться из эксплуатации, несмотря на оценку техкомиссии МАК о том, что они пригодны для эксплуатации. Срок по Ту-154 заканчивается уже в 2010 году. В парке воздушных судов ГТК «Россия» сейчас имеется 10 Ту-154М (таких, как разбился под Донецком). Это данные последнего авиасалона в Жуковском. «Авиакомпания ГТК «Россия» в рамках программы сокращения расходов намерена с 1 ноября 2009 г. вывести из эксплуатации среднемагистральные пассажирские самолеты Ту-154М», – сообщил журналистам на авиасалоне МАКС-2009 генеральный директор компании Роман Пахомов. Но вряд ли за два месяца (ноябрь и декабрь) компания сможет заменить все 10 «Тушек». Так что у потерпевших еще есть за что бороться.

На один день родные и близкие оставят свою непрекращающуюся уже три года битву за правду и в день трагедии — 22 августа — помянут всех 170 погибших на месте катастрофы неподалеку от Сухой Балки под Донецком.