В ходе расследования крушения самолета Як-42 с хоккеистами ярославского «Локомотива» на борту появились новые версии инцидента. «Экипаж несвоевременно начал переход в режим взлета, неправильно выставил стабилизатор, а второй пилот на разгоне нажал на тормоз, что и привело к катастрофе», – сообщил агентству «Прайм» источник, близкий к следствию.
По его словам, экипаж начал взлет в «пониженном» режиме, что позволяет самолету в течение 3-5 сек набрать скорость 50-70 км/час. Далее экипаж должен был перейти к «взлетному» режиму и взлетать. Процесс разгона и взлета занимает не более 30-40 сек с момента выхода самолета на взлетно-посадочную полосу и непосредственно взлета.
«Не достигнув необходимой скорости, пилоты ставят «номинал», чтобы набрать скорость, и еще 15 секунд катятся по полосе, набирая скорость. В это время они изменяют положение стабилизатора, но недостаточно для взлета. Поскольку ускорение практически нулевое. Второй пилот, который сидит справа, «хлопнул» тормоза, но затем они все-таки решили взлетать, что объясняет следы от торможения на полосе. Но им не хватило нескольких метров для нормального взлета, и они, задев матчу, упали», – рассказал источник.
Видимо то, что второй пилот нажал на тормоза, и является загадочной «дополнительной силой торможения», которая, согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета, не дала самолету набрать нужную для взлета скорость.
Так как в МАК до сих пор не объяснили, что это за «сила торможения», СМИ с помощью экспертов авиации стали наперебой строить собственные догадки. К примеру, «Московский комсомолец» счел, что в следах торможения нашла официальное подтверждение версия «ошибка блондинки». Как считает газета, пилоты могли начать разгон с не отключенным стояночным тормозом.
Кроме того, источник рассказал «Прайму», что у Як-42 есть особенность: очень тихая кабина пилотов, и часто пилоты не пользуются переговорным устройством, чтобы общаться друг с другом, поэтому часть переговоров может не записаться. Однако в кабине пилотов установлены дополнительные микрофоны, но, «если не говорить прямо в них, запись получится очень плохой».
Согласно предварительным данным расшифровки переговоров и параметрических ящиков, пилоты упустили момент перехода во «взлетный» режим и продолжали катиться по ВПП в «пониженном» режиме дольше, чем это необходимо, отметил собеседник агентства. Он также сообщил, что шасси самолета прошли экспертизу. Установлено, что они были в порядке, напоминает Ньюсру.ком.