Когда закончится в России “самолетопад”?

kogda-zakonchitsya-v-rossii-171-samoletopad-187

На Донском кладбище в Москве 24 сентября прошел День поминовения погибших летчиков. Собралось около 300 человек, в основном ветераны авиации. Этот скорбный день проводится уже в двадцать первый раз. Особенно много погибших в этом году. Гибнут не только члены экипажей, но и авиапассажиры, а нынче произошел настоящий самолетопад. Вот только последние печальные события.

11 июля на самолете «Ан-24», совершавшем рейс Томск-Сургут, возникла аварийная ситуация, загорелся левый двигатель. Экипаж принял решение садиться на песчаную косу Оби. Погибли 7 человек.
11 августа в Магаданской области взорвался в воздухе «Ан-12», погибло 11 человек. Живых не осталось.
21 июня катастрофа «Ту-134» возле Петрозаводска. Погибли 47 человек.
7 сентября разбился «Як-42» в Ярославле. Погибли 44 человека, полностью хоккейная команда «Локомотив».

Выступающие резко критиковали правительство, говорили, что вина за эти смерти осталась на совести властей. Гражданскую авиацию, которая была гордостью нашей страны, сумели за короткое время похоронить. Бывший летчик-испытатель Жорж Шишкин сказал, что это трагедия всей нашей страны, во всем потерян контроль, везде неэффективное управление.

Ощущения безграничной власти, уверенность в безнаказанности и желание бесконечно обогащаться за счет народа, правящая прослойка в условиях тотальной коррупции стала абсолютно неконтролируемой и чудовищно циничной к простым людям.

Трудно забыть трагедию утонувшего вместе с пассажирами теплохода «Булгария», а тут еще последние катастрофы в нашей авиации, власть хотя бы формально должна была отреагировать. И отреагировали, вызвали на ковер в Госдуму министра транспорта Левитина. Оппозиционные фракции настаивали на отставке такого министра, но «Единая Россия», которая держит в парламенте большинство, поднимает руки только по указанию сверху, а оттуда сигнала не поступало. В этой фракции нет свободных граждан, вступив в нее, человек продает свой голос, перестает быть личностью, гражданином. С молчаливого согласия этих деятелей растет имущественное неравенство населения, развал всех отраслей народного хозяйства, транспорта, медицины, образования, культурная деградация, разрушение обороны страны.

Депутату городского собрания Ярославля Евгению Урлашову позвонили с радио «Эхо Москва», попросили прокомментировать случай с «ЯК-42» . Он высказал свое мнение. Обстановка в аэропорту из-за постоянного прилета различных VIP-персон на запланированный на эти дни политический форум была нервозная, самолету с хоккеистами пришлось взлетать с полосы, имеющей сокращенный разбег. Что после и подтвердилось. На следующий день позвонили с канала НТВ, депутат повторил уже сказанное «Эху».

И тут же Урлашову посыпались приказные звонки руководителей партии, говорили, что с ним будут связываться различные информационные агентства, и он обязан будет дать опровержения, отказаться от своих слов. Ни одного слова о трагедии, о погибших хоккеистах, о чудовищной боли людей, одни повеления. На следующий день приказные звонки из верхов партии продолжались. Депутат не смог такого терпеть и написал заявление о выходе из «Единой России».
Евгений Урлашов рассказывает, что в городском собрании Ярославля из 33 депутатов «Единой России» 30 за полгода не родили ни одного предложения. И в самой Госдуме от «Единой России» тоже окопались в основном молчуны, которым запретили иметь свое мнение. Перед этими людьми, которых большинство в парламенте, и «отчитывался» Левитин.

Министры не боятся этих условных фигур, играющих роль депутатов, у них прогибаются коленки только перед хозяином страны, Путиным. Приказал тот недавно скинуться министрам на памятник Столыпину, и Левитин сразу отсчитал 141 тысячу рублей. Столыпину, который ради своих реформ надевал на непослушных «столыпинский галстук», вешал крестьян, выводил их из общины, делал одиночками. Хороший пример для нашей власти. Разве не так идут у нас мнимые реформы, прежде всего борются против коллективизма, делают человека волком одиночкой.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ лица в стране все последние авиационные катастрофы списали на летный состав. Низкий профессионализм, слабая дисциплина, отсутствие взаимопонимания в экипажах. Газета «Аргументы и факты» провела SMS-голосование по вопросу: «Почему так часто разбиваются наши самолеты?» Большинство читателей, 1245 человек, уверено, что главной причиной является безнаказанность авиачиновников. Технику обвиняют 66 человек, экипажи – 46.
Об истинном положении дел в аэропорту под Петрозаводском, где разбился недавно «Ту-134», написали в правозащитную организацию бывшие работники авиации. Вот только несколько фактов из этого письма. 1 сентября сняли с эксплуатации по причине выработки ресурса диспетчерский радиолокатор, службе движения приходится теперь руководить полетами почти вслепую. Начальник аэропорта Стребков завяз в собственном бизнесе, против него возбуждено уголовное дело по трем статьям. И как итог, Прионежский районный суд признал 13 сентября этого года, что аэропорт «Петрозаводск» не соответствует сертификационным требованиям по авиационной безопасности. Однако полеты продолжаются. Ничего в этих фактах нет необычного, это система. В аэропорту Домодедово после взрыва долго искали хозяина, только через несколько месяцев заприметили его в офшорах.

Так кто же виноват в катастрофе в Петрозаводске, пилоты или авиационные чиновники? Все списали на штурмана, у которого обнаружилась незначительная доля алкоголя в крови, 0,81 промилле, – это примерно 50 грамм водки. Пить, конечно, нельзя, даже при нулевом медицинском контроле. Но, право, даже смешно, если здоровый мужик после такой дозы перевозбудившись, перешел к решительным действиям, захватил власть на корабле. И даже эти промилле в крови появились не просто так. Лететь должен был другой экипаж, что-то там не срослось. Стали искать замену, а пилотов не хватает, вот и оторвали, очевидно, штурмана прямо от стола. Причина катастрофы, наверное, в другом – экипаж при подлете к Петрозаводску получил неточную картину видимости, попал в трудную ситуацию и не сумел сориентироваться.

Пароходы – хлам, самолеты старые. Разве вчера они были новые? Почему министр молчал, не бился насмерть, не требовал другого отношения к отрасли? Надеялся на авось, пронесет, не заденет. На этом «авось» и пытается выжить наше государство, и, по словам Путина, оно должно войти через несколько лет в пятерку самых мощных государств. Вопреки оптимизму лидера в нашей стране ждут не величия, а какого-то конца света, много у людей проявляется пессимизма.

Заслуженный летчик-испытатель России Магомед Толбоев с огорчением сказал: «Имидж сейчас у России в мире неприглядный, будто мы – тупые люди, которые не могут управлять высокими технологиями, способны только лес валить, нефть качать и газ проводить!»
С профессионализмом у летного состава действительно сейчас слабо. Кто виноват? Конечно, министерство. Системы подготовки летчиков у нас нет, считает старший преподаватель Ульяновского авиационного училища Вячеслав Козлов. Ее разрушили в 90-е годы. Выпускники набирали опыт постепенно. Первые три года допускали только к «кукурузникам», затем постепенно вручались штурвалы «Ан-26» и «Ту-134». Потом уже «Ту-154» и «Ил-62». Главная проблема подготовки сейчас – недостаточное финансирование. Будущим пилотам приходится учиться на допотопной технике, играть в самолетные игры на компьютере. Из-за искусственного дефицита керосина они не имеют даже достаточного количества тренировочных полетов.
Раньше второй пилот был без пяти минут командир корабля, мог выполнять его функции. Теперь командиры не имеют возможности прихворнуть, перевести дух. В Ярославле командиру стало плохо, он передал управление второму пилоту, о результате знает вся страна.

СРЕДНИЙ возраст наших самолетов около 20 лет. Медведев распорядился изъять из эксплуатации все «Ан-24» и «Ту-134». Заявил, что государство примет программу обновления авиапарка. Приоритет будет отдан не интересам авиапрома, а безопасности пассажиров. Разве можно отказаться от самолетов, которые способны садиться на захолустных аэродромах? Большинство наших взлетно-посадочных полос, это бетонные плиты, между которыми есть зазоры, термошвы. Оттепель, мороз. При взлете и посадке при скорости 200 километров создается впечатление, что машина несется по стиральной доске. Наша авиатехника проектируется под отечественные условия, а у зарубежной на российских взлетных полосах выходят из строя шасси.

Во времена Советского Союза связь с внешним миром нашего Севера, а это почти 60 процентов территории, при отсутствии дорог, полностью обеспечивал воздушный транспорт. Где не было аэродромов, существовали грунтовые площадки, с которых взлетали самолеты. Люди добирались до населенных пунктов, до приисков. За три рубля можно было долететь до районного центра, а потом в областной центр и дальше. Самым популярным извозчиком был «Ан-2», его нарекли в народе ласковым именем «Аннушка».

Раньше строили у нас около 2 тысяч воздушных судов в год, а сейчас единицы. После Второй мировой войны Японию и Германию заставили отказаться от собственной авиационной промышленности, а у нас без всякой войны и принуждения разрушают авиапром собственными руками.

Единственно внятная программа по спасению нашего авиапрома существует у КПРФ. Геннадий Зюганов отправил письма со своими предложениями Медведеву и Путину, реакции что-то не заметно. Смена старой авиации давно готова. Имеет международную сертификацию «Ту-334», проходят глубокую модернизацию «Ту-204 МС», российско-украинский «Ан-148». В ожидании начала производства стоят огромные заводы в Воронеже, Ульяновске, Казани. Завод «Иркут» в Иркутске готов к выпуску современного самолета «МС-21». Сдерживают авиадвигатели, их разработки отдали западным фирмам. Заокеанские «партнеры» уничтожают конкурентов, притормаживают наше производство. Да и родное министерство помогает западному бизнесу, сдерживает перспективные отечественные разработки, один двигатель снимают с крыла летающей лаборатории, второму нужно немного, чтобы довести до кондиции, а ему закрывают финансирование. В результате останавливаются наши заводы. В критическом состоянии находится моторостроительное предприятие СНТК им. Кузнецова в Самаре. Сокращают персонал, производство переводят на другие площадки.

ДВУМЯ днями раньше Дня поминовения погибших авиаторов на Донском кладбище, на Пушкинскую площадь в Москве пришли на митинг работники московского авиамоторного завода «Салют». Конструкторов, инженеров, рабочих высокой квалификации попытались десять лет назад собрать в один профессиональный кулак, заманивали специалистов из Ульяновска, Саратова, Самары, Рыбинска. Их обещали обеспечить жильем, а пока заселили в общежитие. Вот рядом две комнаты, в одной живет ведущий специалист из Рыбинска, Георгий Харченко, вчера он был еще начальником бюро по горячей обработке металла, в соседях у него ведущий конструктор Василий Губарев из Самары. Теперь эти золотые кадры как бы и не нужны, как и сотни других, что с ними церемониться. Их пытаются выставить на улицу, вроде живут они здесь незаконно. Заселяли по заводским правилам, теперь требуют с них ордера на проживания по городским нормам, завод как бы ни при чем. Разослали уведомления, в которых написано: «Просим освободить комнату в связи с возникшей необходимостью». Куда выселяться? На заводе заработок 20-25 тысяч, даже для снятия собачей конуры в Москве не выкроишь из этих денег нужную сумму. Жильцы растерялись, не знают, что делать. А их торопят, отключили в доме электричество, обещали перекрыть канализацию. Работники стали устраивать протестные пикеты, проводить собрания.

Администрация со своей стороны усилила на них давление. Жительниц общаги Н.Ломову и А.Шпак, подписавших заявление в прокуратуру, вызвали к начальникам подразделений. Потребовали в шестидневный срок написать заявления об увольнении с работы «по собственному желанию», в противном случае обещали найти повод для увольнения по статье.

Кажется, совершенно разные события, поминание погибших пилотов и выселение из общежития авиастроителей. Нет, здесь слова из той же грустной песни.

Началось поминание разрушенного авиапрома. На заводской территории «Салюта» проходят геодезические работы, идет предпродажная подготовка. Очевидно, будет как на саратовском авиастроительном заводе, который еще недавно выпускал самолеты «ЯК-42». Его обанкротили, дорогостоящее оборудование сдали в металлолом, а на территории завода вырыли огромный котлован для торгового центра. И останется в Москве от легендарного завода только название станции метро «Авиамоторная».

Отвечает за погибающий авиапром в министерстве транспорта 36-летний стратег Юрий Слюсарь. В 1996 году он окончил МГУ, юрист. И тут же стал генеральным директором коммерческой фирмы. Много таких контор с экзотическими названиями развелось у нас, они ничего не производят, только помогают прятать деньги по карманам. Юрий Слюсарь посидел немного в одной фирме, потом в другой, третей и стал помощником министра Христенко. Теперь он глава департамента авиационной промышленности. Под его началом оказалось почти миллион человек. Способен ли такой человек окинуть своим умом стратегическую отрасль, найти правильное направление для ее движения? В нашей стране и не нужно сейчас гениев, главное, чтобы нашелся человек, который способен подсадить в нужное кресло, а он нашелся. Папа у Юрия Слюсаря директор ростовского вертолетного завода.

В мире ценится компетентность, профессионализм, а у нас – родня, кумовья, лояльность. Все наше управление страной состоит из таких подсадных «менеджеров». Вот и на «Салюте» появился недавно новый директор, Владислав Масалов, сорока лет от роду. За короткое время, после окончания финансовой академии, сменил около семи фирм, многим, говорят, помог стать банкротами. Его на заводе так и величают «ликвидатором». Вот такой у нас народный фронт, такие люди управляют страной и решают стратегические задачи.