Количество ДТП с участием маршрутных такси растет

kolichestvo-dtp-s-uchastiem-marshrutnyx-taksi-rastet

Недавно Тверь облетела информация об очередном ДТП с участием маршрутки – из желтой “газели”, ехавшей по маршруту №9, на полном ходу выпала бывшая участница телешоу “Дом-2”, студентка филфака ТвГУ Виктория Ильина. Девушка получила черепно-мозговую травму и была госпитализирована в нейрохирургическое отделение. По словам пострадавшей, дело было так: спеша на обед, она “проголосовала” – и маршрутка остановилась. Войдя в салон, Виктория обнаружила, что мест нет. Она с трудом протиснулась между двумя другими стоящими пассажирами, чуть позже в толкотне и сумятице дверь распахнулась, и Вика выпала на дорогу…

Полагаю, услышав новость, побледнели многие – потому что, несмотря на все запреты, в часы пик каждому хоть раз, но приходилось ездить стоя в тесных “газелях”, пригибаться при приближении к посту ДПС, падать на коленки сидящим пассажирам и отчаянно балансировать на крутых поворотах. Штраф за провоз стоящего пассажира составляет 500 рублей, но желание заработать по максимуму в часы пик побеждает. Водители маршруток изобрели десятки уловок, позволяющих скрыть нарушение от бдительного ока сотрудника ГИБДД. В “газелях” тонируются стекла и вешаются темные непроницаемые занавески. По вечерам, проезжая мимо сотрудников ГИБДД, водители выключают свет в салоне, посты стараются проехать побыстрее, скрывшись за другими машинами.

Да, силой нас никто в переполненные маршрутки не сажает – но не будем забывать, что ответственность за нарушение несет не пассажир, а водитель. Именно он должен заботиться о безопасности тех, кого везет.
Вспомнить все…

ЧП с Викой Ильиной попало на “живое”. Судя по комментариям, которые множили читатели новостных сайтов, желтые “газели” за годы работы на городских маршрутах “достали” многих – и пассажиров, и водителей, и сотрудников Госавтоинспекции.

Не в пользу маршруток свидетельствует статистика ДТП. Так, в декабре 2009-го на Восточном мосту перевернулась “газель” с пассажирами. Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место происшествия, обнаружили, что водитель маршрутки нетрезв.

Через несколько месяцев пришла еще одна печальная новость – в “Южном” водитель маршрутки насмерть сбил переходившего через дорогу ребенка. Поначалу водитель отрицал свою вину, говоря о детской невнимательности. Но позже, в процессе расследования, явился в правоохранительные органы с повинной.

Маршрутки в Твери не только переворачивались, но и загорались. После одного из таких возгораний выяснилось, что задние двери (аварийный выход) были заблокированы, а пассажиров спасли счастливое стечение обстоятельств и собственная смекалка.
Случайность или закономерность?

Русская пословица утверждает: где тонко, там и рвется. ДТП с участием маршруток каждый раз выявляют нарушения, допускаемые при перевозках пассажиров. Эти нарушения имеют массовый характер.

Первое: за рулем маршруток все чаще оказываются случайные люди.
“Права купил или подарили?” – такой вопрос приходит на ум, когда видишь, какие рискованные маневры совершают порой водители маршруток. Они резко трогаются с места, забывая, что везут “не дрова”, на свободных участках давят на газ, нарушая скоростной режим, останавливаются на пешеходных переходах и забывают поворачивать с трамвайных рельсов там, где это предписывают правила. Мало того – многие водители не реагируют на просьбы и замечания пассажиров, в том числе и потому, что плохо владеют русским языком.

Жаловаться владельцам маршруток на действия водителей бесполезно – за своих работников они стоят горой. Как-то в репортаже о проверке “газелей” перед выходом на маршруты я предложила ввести для водителей маршруток дополнительный экзамен – на знание русского языка.

И получила гневное письмо от медиков, проводящих ежедневный медицинский осмотр водителей. Авторы письма обвинили меня в циничности и бесчеловечности.

“Это несчастные люди, живущие вдали от семей…” – заступались медики за водителей. Согласна, но советовала бы авторам письма при проведении осмотров не впадать в сантименты, а думать о безопасности пассажиров. И, конечно, хотелось бы задать вопрос сотрудникам УФМС: каким образом люди, не могущие связать по-русски двух слов, становятся обладателями российских паспортов? Ведь, насколько мне известно, знание языка – одно из обязательных условий при получении гражданства.

Второе: маршрутки находятся в ужасном техническом состоянии. Водители маршруток вносят изменения в конструкцию автомобиля по своему усмотрению. В редкой “газели” не заблокированы задние двери – аварийный выход. Сиденья истерты до дыр, порой число мест искусственно увеличивается. Двери то заклинивают, то они, наоборот, не закрываются – лично я два раза была свидетелем падения дверей в маршрутках. Машины на ходу безбожно скрипят и дребезжат, грозя развалиться.

“На обновление автопарка нет средств”, – разводят руками владельцы.

На это могу задать встречный вопрос: “А может, тогда лучше просто сменить вид деятельности, уйти из бизнеса, на грамотное и профессиональное ведение которого не хватает денег? Уступить дорогу тем, кто готов вкладывать средства в обновление автопарка и не мучить пассажиров?”

К слову, о техническом состоянии маршруток: не раз бывала на соответствующих рейдах ГИБДД и присутствовала при выписывании протоколов. Свидетельствую – редкая “газель” из работающих на городских маршрутах отвечает всем техническим требованиям.

Третье: в погоне за прибылью водители маршруток нарушают ПДД. На это жалуются как прочие участники дорожного движения, так и сотрудники ГИБДД. Как-то один из стражей порядка взял меня с собой в мини-рейд по городу – показать нарушения ПДД на ярких примерах. В качестве “объекта” мы выбрали желтую маршрутку.

За двадцать минут следования за “газелью” мы зафиксировали восемь (!) нарушений правил дорожного движения –

водитель подбирал пассажиров прямо на пешеходном переходе, перестраивался в потоке без включения поворотов, в салоне мы разглядели двух стоящих пассажиров. И список далеко не полный.

Четвертое: не соблюдаются схемы маршрутов и временные интервалы. Очевидно, что для владельцев маршруток и водителей главная цель – получение прибыли, а вовсе не наши безопасность и комфорт.

Потому-то нередко можно увидеть следующую картину – водитель звонит напарнику по маршруту, просит его задержаться в пути и тем самым помочь “собрать” пассажиров.

Лично я была свидетелем такой любопытной картины: срочно требовалась “газель” – развезти гостей со свадебной церемонии. Был сделан звонок, и через пятнадцать минут машина была подана — с номером за передним стеклом и кассой, полной десятирублевых купюр, – ее сняли непосредственно с маршрута, дав водителю возможность “подзаработать”. Замечу, что
где-то в это время ждали и не могли дождаться заветную маршрутку пассажиры.
Пассажиры против маршрутчиков

Вывод из сказанного простой: из удобного пассажирского транспорта – маршрутки – “газели” за несколько лет превратились в маргиналов тверских дорог.

Над решением проблемы ломают голову сотрудники транспортных отделов и департаментов, люди в погонах и все, кто хочет видеть на тверских дорогах порядок и законность. Именно с этой целью, кстати, разрабатывалась и концепция развития пассажирского транспорта в Твери – ее авторы пытались создать оптимальные маршруты и ратовали за включение в список обязательных условий допуска к работе на маршрутах заботу о безопасности пассажиров. Еще один выход из сложившейся ситуации – замена “газелей” на более безопасные и вместительные “ПАЗы” и мини-автобусы, комфортные, безопасные автобусы.

Первый опыт в этом направлении в Твери оказался удачным – из ПАЗов не выпадают на дорогу пассажиры, эти автомобили по причине размера не совершают (и не пытаются) опасные маневры, справиться с управлением малогабаритного автобуса неопытный водитель попросту неспособен.

Может быть, именно это вызывает столь негативную реакцию у владельцев маршруток, упорно не желающих расставаться со старенькими “газелями”? Ведь теперь им придется брать на работу исключительно профессионалов, а не людей с улицы – а профи нужно платить соответствующую зарплату? Так или иначе, но в бурной полемике вокруг появления на улицах Твери малогабаритных автобусов образовалось два лагеря – пассажиров, которым новшество нравится, и тех владельцев маршруток, которые работать по-новому упорно не хотят. Лично мне в этом противостоянии видится еще и нечто символическое: на одной чаше весов лежат комфорт и безопасность, на другой – коммерческая прибыль. Какая чаша окажется весомее и важнее, покажет время.