Грузовой космический корабль «Прогресс М-12М», разбившийся в горах Алтая, мог рухнуть по вине сварщиков, допустивших брак при сборке ракеты-носителя «Союз», — такую версию рассматривает комиссия, исследующая обстоятельства аварии. Независимо от справедливости этой версии можно однозначно утверждать: профессия сварщика сегодня считается в России одной из самых непрестижных.
Комиссия по расследованию аварийного запуска «Прогресса М-12М», созданная 2 сентября по решению руководства Роскосмоса (группу возглавил директор исследовательского центра им. Келдыша академик РАН Анатолий Коротеев), должна завершить свою работу к ближайшей пятнице. Однако, как сообщил Интерфаксу источник в комиссии, работа может затянуться — эксперты должны выяснить причины отказа газогенератора, установленного на злополучной третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Именно из-за отказа двигательной установки этой ступени космический грузовик «Прогресс», стартовавший 24 августа с Байконура по направлению к Международной космической станции, так и не смог выйти на орбиту — обломки корабля и ракеты-носителя, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, предположительно рухнули на российской территории, в горах Республики Алтай.
По словам источника в комиссии Роскосмоса, по мнению некоторых из ее членов отказ двигательной установки был связан с потерей герметичности в одном из ее трубопроводов, а причиной этого, в свою очередь, могла стать некачественная сварка. Установленный на третьей ступени «Союза-У» четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель РД-0110 собирается на Воронежском механическом заводе (ВМЗ). Как сообщили корреспонденту «Московских новостей» в дирекции ВМЗ, сейчас заседания комиссии по расследованию аварии «Прогресса» проходят попеременно то в Воронеже, то в Москве. На момент подписания номера заместитель гендиректора предприятия Василий Грицюк, представляющий ВМЗ в комиссии, был вызван в столицу.
Заметим, что до последнего времени никаких претензий к качеству продукции завода не поступало. Двигатели РД-0110 используются на третьих ступенях различных модификаций «Союза» — ракетах-носителях «Союз-ФГ», «Союз-2-1А» и «Союз-СТ-А», в том числе находящихся сейчас на Байконуре, в Плесецке и на французском космодроме Куру в Гвиане. По всей видимости, комиссия по расследованию ЧП на «Союзе-У» ограничится повторной проверкой технической документации на остальные двигатели.
Что, впрочем, не снимает вопросов относительно качества подготовки рабочих-сварщиков и инженеров-металлургов, имеющих дело с высокотехнологичной продукцией. Даже если версия о браке при сборке «Союза» не подтвердится, это не отменяет того, что, по мнению Минобрнауки, подготовка таких специалистов в целом оставляет желать лучшего. «Направление подготовки по укрупненной группе специальностей «металлургия» (металловедение, сварочное производство, сварочные материалы и пр. — «МН») крайне непопулярно у абитуриентов. Эти специальности в последней пятерке», — сказала вчера директор департамента профобразования Минобрнауки Татьяна Давыденко. Это приводит, например, к тому, что ведущий исследовательский университет страны — Московский институт стали и сплавов (МИСиС) в прошлом году не набрал около ста человек на бюджетные места по этим специальностям. «Мы сделали это сознательно, поскольку шли слабо подготовленные абитуриенты. И мы приняли решение не брать людей со средним баллом ниже 150», — рассказала «Московским нововстям» первый проректор МИСиС Наталья Третьяк.