Краснодарский край: в чьих руках рында?

krasnodarskij-kraj-v-chix-rukax-rynda

Отправленный в отставку глава Крымского района Василий Крутько имеет непосредственное отношение к тому, что население не известили о надвигающемся наводнении, и должен за это ответить. Но только ли он?

На первый взгляд система информирования о чрезвычайных ситуациях, связанных с природными катаклизмами, устроена довольно просто. Есть структуры, которые занимаются мониторингом и прогнозированием неблагоприятных явлений (в ситуациях с наводнениями — Росгидромет), которые должны своевременно информировать все заинтересованные ведомства и органы власти о вероятности возникновения чрезвычайной ситуации (как правило — территориальное подразделение МЧС, муниципальные и региональные власти). Они, в свою очередь, информируют о предстоящих катаклизмах население и, в зависимости от прогнозируемых масштабов бедствия, принимают или не принимают решение об эвакуации. На практике все оказывается немного сложнее.

О грядущем наводнении в Краснодарском крае Росгидромет информировал власти и МЧС заранее. Первое предупреждение о вероятном подъеме уровня воды в реках, основанное на сообщениях Росгидромета, было опубликовано на сайте краевого МЧС еще 3 июля, а 6 июля, около 17.00, появилась информация о том, что будет подтоплен Крымский район. Сейчас на сайте Росгидромета выложены копии штормовых предупреждений, подготовленных дежурными синоптиками и направленные в адрес администрации края и МЧС.

То есть и власти, и Краснодарское МЧС заранее знали о том, что может случиться катастрофа. Но проинформировать жителей не потрудились.

Самый сложный вопрос: кто именно должен был принять решение об информировании и заниматься его реализацией? И однозначного ответа на него пока нет.

Информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях — одна из основных функций МЧС. Для этого несколько лет назад ведомство приступило к созданию Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Но до сих пор эти системы не готовы к работе в половине регионов страны.

Оповещение населения об опасностях, связанных с ЧС, — основная задача в области гражданской обороны, проблемами которой занимаются региональные департаменты по ГО и ЧС. На сайте департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края так и написано: «Своевременное оповещение об опасностях, связанных с военными действиями и чрезвычайными ситуациями, позволит в десятки раз снизить потери среди гражданского населения. Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи…» При этом создание и поддержание в рабочем состоянии систем оповещения и организация эвакуации относится к компетенции региональной или местной исполнительной власти.

Получается, что вопрос с информированием должен был решаться на уровне правительства края или администрации района. Но в 2010 году губернатор Ткачев и бывший министр чрезвычайных ситуаций Шойгу подписали соглашение между краем и ведомством. В соответствии с этим документом Краснодарский край передавал МЧС часть своих полномочий, в том числе — по своевременному оповещению населения о ЧС (п. 1.1 ст. 2). При этом, по соглашению, администрация края берет на себя «оперативное управление Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю в части исполнения переданных полномочий» (п. 1 ст. 3).

Как это трактуют в МЧС и администрации края — загадка.

Надеемся, мы получим ответ на нее — официальные запросы направлены.