К катастрофе самолета, происшедшей во вторник вблизи Коморских островов, мог привести целый ряд роковых факторов. Такие выводы делают западные эксперты, анализируя обстоятельства трагедии.
Аэробус А310 “Йеменских авиалиний” (ЙА) упал в воду у побережья главного острова архипелага Гранд-Комор во вторник утром. Самолет совершал рейс из Йемена в столицу Комор город Морони. На его борту находились 153 человека: 142 пассажира, включая трех грудных детей и 11 членов экипажа, граждан Йемена. 66 из пассажиров были гражданами Франции, большинство других – жителями Коморских островов. Они летели из Парижа с транзитными остановками в Марселе и столице Йемена Сана. По счастливой случайности, при катастрофе самолета “Эрбас” осталась жива одна пассажирка, 14-летная девочка. Ее обнаружили спустя несколько часов после трагедии в воде среди тел погибших, а также личных вещей пассажиров и обломков самого лайнера. Когда ей кинули спасательный круг, она даже не смогла схватиться за него руками, настолько сильными у нее были переохлаждение и истощение организма. Тогда спасатели подплыли ближе и вытащили девочку из воды. Тем не менее, девочка смогла пообщаться с врачами и назвать свое имя. Бакари Байя рассказала, что летела вместе с матерью из Марселя на Коморские острова. Она провела в воде в спасательном жилете 14 часов. Накануне ряд СМИ распространил информацию о том, что в катастрофе удалось также выжить капитану аэробуса и пятилетнему мальчику. Однако эти сообщения оказались не соответствующими действительности. Впрочем, поиски на месте катастрофы были прерваны на неопределенный срок из-за плохой погоды.
За неудачной посадкой аэробуса “Йеменских авиалиний”, пытавшегося приземлиться в крайне сложных погодных условиях в Морони, наблюдали служащие аэропорта. “Самолет начал снижение на посадочную полосу. Но когда он был примерно на высоте 50 метров над ней, неожиданно, вместо того, чтобы коснуться ее, он резко ушел с оси полосы в сторону и совершил вираж в сторону моря”, – сообщил один из работников полиции аэропорта. Затем лайнер пошел на второй круг приземления, который также не удался. “Лайнер снова улетел и уже не вернулся”, – добавил полицейский. Ряд других свидетелей также подтвердили, что самолет дважды предпринял попытку совершить посадку, а затем улетел. Его обломки позже были обнаружены в воде примерно в тридцати километрах от аэропорта.
Несмотря на то, что официальные органы воздерживаются от обнародования причин катастрофы, стали известные любопытные подробности, как о состоянии самого самолета, так и об этом воздушном маршруте, выполнявшемся “ЙА” из Франции на Коморские острова. Судя по эмоциональным откликам пассажиров, которые летали на этом направлении прежде, подобная трагедия рано или поздно должна была случиться.
Безусловно, в западных СМИ пишут о том, что причиной катастрофы над Индийским океаном мог стать отказ электроники на борту, связанный с плохими погодными условиями. Некоторые эксперты отмечают схожесть данной трагедии с катастрофой аэробуса “Эр Франс” над Атлантикой 31 мая этого года. Оба лайнера, в одном случае “Эрбас-330”, в другом “Эрбас-310”, упали в океан и при неблагоприятных погодных условиях. Причем, аналитики отмечают факт наличия слабых звеньев в бортовом компьютере данных аэробусов, которые при определенных условиях, например удар молнии, выводят технику из строя, при этом делая бессильными все действия пилотов. Если в случае с рейсом из Бразилии в Париж говорили об исправности лайнера, то сейчас свидетели приводят шокирующие данные о состоянии парка “Йеменских авиалиний”, для которых нынешняя трагедия, кстати, стала первой в истории. По другой из версий, рухнувший самолет мог быть неисправен. Его построили в 1990 году, и он налетал примерно 52 тысячи часов. Многие говорят о том, что “изношенный самолет” уже долго никто не проверял. Одна из французских газет назвала это воздушное средство “летающей урной”.
Однако не меньшие вопросы вызвало не только качество рухнувшего самолета и общее состояние авиапарка “ЙА”, но и то, как в целом обслуживается данное направление полета из Парижа на Коморы. Начнем с того, что пассажиры, прилетающие в Сану из Франции на современном современном лайнере “Эрбас-330”, в Йемене пересаживаются на самолеты, мягко говоря, несколько иного уровня комфорта. Стефан Салорд, почетный консул Коморских островов в Марселе, который ранее сигнализировал о проблемах “ЙА”, посчитал в интервью “Фигаро” “абсолютно недопустимым, что эта компания играет таким образом с жизнью своих пассажиров”. Описание, которое приводят очевидцы, однажды вылетавшие из Сана, просто удручающее. Некоторые признались о том, что в пути их преследовал страх: кресла самолетов были не до конца завинчены, не закрывались некоторые багажные отсеки над пассажирскими сиденьями. Ситти Мухамед, которая живет в Марселе, вспомнила о единственной поездке, осуществленной в 2007 с “Иейменскими авиалиниями”. “Туалеты были в печальном состоянии и на моем месте не было спасательного жилета. У меня было впечатление, что мы находились между жизнью и смертью”, – говорит она, буквально “уничтоженная” новостью о том, что на злополучном рейсе находился ее двоюродный брат. Во французской прессе уже приводятся свидетельства возмущенных пассажиров о том, что перелеты из Саны в Морони всегда были “рискованным делом”: выполняющимися с нарушением расписания, на самолетах низкого качества. “Пилоты ведут себя как ковбои, перевозящие скот”, – признался один из очевидцев. “Коморское правительство знало об этом маскараде, который длится вот уже десять лет! И такое повторяется каждый год. Каждый год! И никто из них ничего не делает”, – возмущенно заявил журналистам один из жителей Коморских островов.
Государственный секретарь транспорта Франции Доминик Бюссро, которого экстренно пригласили на свое заседание французские парламентарии во вторник днем, признал, что оснащенность электронным оборудованием аэропорта Морони находится “на среднем уровне по сравнению с существующими международными нормами”. Когда депутаты спросили его о том допустимо ли, чтобы с территории Франции пассажиры вылетали на лайнере, отвечающем всем требованиям и нормам, а затем пересаживались на самолет, не обеспечивающий достаточного уровня безопасности, Бюссро пообещал, что “французские власти берут на себя обязательство не допускать подобных ситуаций в дальнейшем”. Возмущению законодателей, узнавших от госсекретаря о том, что разбившемуся йеменскому самолету из-за неполадок были запрещены полеты над Францией, не было предела. Впрочем, людей, за исключением непонятно как выжившей девочки, уже не вернешь.