Лес проблем: о расширении полномочий губернаторов

les-problem-o-rasshirenii-polnomochij-gubernatorov

Разгорается скандал вокруг системы управления природными богатствами страны.

Во вторник премьер-министр Владимир Путин наделил руководителей регионов дополнительными правами по контролю за лесами. Потому что они после реформ и массового увольнения лесников оказались просто бесхозными. Пока все заняты тушением, вопрос “кто виноват” не встает в полный рост. Но на него уже ищут ответы. Федеральный центр требует объяснений от региональных властей. Те в растерянности кивают на арендаторов, а сами жалуются на отсутствие денег и средств тушения пожаров. “Известия” разобрались, почему российские леса остались без хозяев.

Лес словно дитя под присмотром семи нянек. Толком нет ни государственного глаза, ни частного. За общую политику в отрасли отвечает Министерство сельского хозяйства, за ее реализацию – Федеральное агентство лесного хозяйства. Министерство природных ресурсов, в свою очередь, контролирует ситуацию на особо охраняемых территориях – в заповедниках и национальных парках. Но эти ведомства отнюдь не хозяева сосновых боров и березовых рощ. По Лесному кодексу в России за безопасность зеленых угодий отвечают лесничества, подконтрольные руководству регионов. Или же арендаторы.

Запутанное устройство отрасли – одна из причин нынешней катастрофы. Стоило заполыхать пожарам, как система управления немедленно дала сбой. Выяснилось, что лес не только охранять – тушить некому. Не говоря уже о противопожарной профилактике.

Предпосылки “лесного развала” были заложены пять лет назад, когда расформировали государственную лесную охрану. Затем в 2006 году был принят новый Лесной кодекс (в Госдуму документ внесли еще в 2004-м), который закрепил эту реформу. Вопрос: зачем это было сделано? Ведь лесохрана исторически была единственным рабочим инструментом в плане сохранения угодий. Причем с управлением на федеральном уровне.

Лесная братва

Говорят, охрану разогнали потому, что им опрометчиво разрешили заниматься хозяйственной деятельностью, в том числе рубкой леса. Результат не заставил себя ждать – вместо косметических работ по благоустройству они начали уничтожать деревья, продавая (или помогая продавать) древесину “налево”. После вырубки остатки леса поджигали, чтобы скрыть преступление.

Одновременно лес разрешили отдавать в долгосрочную аренду – сроком до 49 лет. Много? Как сказать… Если установить краткосрочную аренду, то коммерсанты перестанут заниматься строительством лесных дорог, созданием новых посадок и т.п. Невыгодно – сегодня бизнесмен что-то сделал, потом поругался с главой администрации – и все, пропало дело. Главное, что лес не разрешили продавать. И сделали его исключительно федеральной собственностью.

Вот тут на сцену вышло племя “молодое, незнакомое” – арендаторы. Сегодня, когда в лесу сотни очагов возгорания, на них пытаются повесить всех собак. Дескать, не уберегли, не досмотрели. Не потушили, в конце концов. Но для того чтобы развеять этот миф, давайте посмотрим, сколько лесов у нас сдано в аренду? Всего 120 млн. га. При том, что общая площадь насаждений – 1,14 млрд га. В общем, десятая часть.

Например, в подмосковных лесах арендаторов – чуть, но леса горят.

– Если говорить об арендаторах как о лесозаготовительных компаниях, то им интересны далеко не все места. В том же Московском регионе лес как источник древесины никому не нужен. Но там, где крупные, серьезные фирмы берут в аренду лес, они обеспечивают его охрану, потому что это их деньги. Во многие компании, кстати, ушли специалисты лесного хозяйства, – рассказывает координатор лесной программы Международного социально-экологического союза Владимир Захаров.

Это, конечно, не означает, что арендаторы ни в чем не виноваты. Противопожарные меры, которые предпринимают небольшие и средние компании, – часто простая формальность, говорит координатор по лесной политике WWF России (Всемирного фонда дикой природы) Николай Шматков:

– Такая дорогостоящая деятельность, как строительство противопожарных дорог, посадочных площадок для вертолетов, прокладка просек, содержание пожарной техники, запасов горюче-смазочных материалов – непосильное бремя для них.

Раз так, то арендаторы нанимают для тушения пожаров сторонние организации – если таковые имеются в регионе. А если нет, лесные массивы тушит МЧС – за государственный счет. Эта неразбериха усугубляется аномальной засухой, сработавшей как детонатор всероссийского пожара. По мнению WWF, рост числа возгораний связан с глобальным изменением климата, о котором не слышал разве что глухой. Да и по сведениям Росгидромета, за последние 15 лет число опасных природных явлений, в том числе длительных периодов жаркой и засушливой погоды, выросло в два раза. Все это – предпосылки для лесных пожаров.

Бумажные солдаты

Что же лесничие, спросите вы? Куда смотрят? Увы, в наших лесах осталось крайне мало таких специалистов. Они больше времени проводят в кабинетах, за перекладыванием бумажек – ведь за последние годы сами лесничества стали гораздо крупнее и бюрократической работы прибавилось. Несколько человек, бывает, отвечают за массивы объемом в десятки тысяч гектаров.

А руководитель программы по особо охраняемым природным территориям “Гринпис России” Михаил Крейндлин указывает на проблемы в законодательстве, не позволяющие лесничим противодействовать пожарам. К примеру, загорелся колхозный луг, примыкающий к дубраве. Однако тушить его нежелательно – могут надавать по шапке за нецелевое использование средств.

Да многие и не пытаются это сделать. Не секрет, что лесные пожары – подспорье для тех лесничих, кто прикрывает нелегальную вырубку. Грошовые зарплаты – а тут такие богатства. Ничейные по сути. Большинство экспертов, опрошенных “Известиями”, единодушны в том, что в стране необходимо возрождать контроль над лесопользованием – не формальный, а настоящий.

– Нам нужны лесничие-профессионалы, образованные, с хорошей зарплатой. И это будет более экономически выгодно, чем гонять амфибии туда-обратно, – полагает Шматков.

Ведь раньше как было? В каждом лесхозе лесники – как часовые – обходили свои участки, ведя профилактическую работу по предотвращению пожаров, объясняли населению азы противодействия беде. Кроме того, действовала система наблюдательных вышек, с их помощью можно было быстро обнаружить очаги возгорания, затем ликвидировать их на ранней стадии, когда это сделать несложно. А над вышками кружились самолеты авиалесоохраны, которые можно было оперативно перебросить из одного места в другое.

Скорее всего к централизованной системе придется вернуться. Слишком дорогой ценой дается нам победа над огнем…